Ещё

Реактивный таран: как Су-15 сбил самолет-нарушитель с военным грузом 

Реактивный таран: как Су-15 сбил самолет-нарушитель с военным грузом
Фото: Российская Газета
Началась эта история в разгар ирано-иракской войны. Как сообщает журнал «Мир авиации», в конце июня 1981 года некий шотландский коммерсант Стюарт МакКафферти зафрахтовал для перевозки иранского оружия самолет Canadair. Командир воздушного судна Эктор Кордеро и еще двое членов экипажа согласились перевезти опасный груз в воюющий . За день до трагедии, 17 июля, экипаж транспортника решил сократить маршрут и нарушил границу СССР. Пролетев некоторое время в воздушном пространстве над  CL-44 ушел на иранскую территорию. Хотя советские радары обнаружили нарушителя, но истребители даже не были подняты в воздух. По мнению историков, дежурный офицер на КП Бакинского военного округа ПВО просто проигнорировал случившееся.
Это привело к тому, что на следующий день CL-44, возвращаясь из Ирана в , опять воспользовался «коротким путем», но ему на встречу вылетели две пары перехватчиков Су-15ТМ.
"Однако нерешительность и, во многом, неквалифицированные действия офицеров, дежуривших в этот день на КП 34-й воздушной армии, привели к тому, что перехватчики израсходовали горючее и вынуждены были вернуться на аэродром", — пишут историки.
После чего в небо был поднят самолет капитана Валентина Куляпина. Перехватчик Су-15ТМ нес ракеты дальнего радиуса действия Р-98М и не был готов к ближнему бою. Тем не менее ему была поставлена задача посадить нарушитель на советской территории. Обнаружив транспортник на высоте 11 тысяч метров, перехватчик сблизился с ним и пошел параллельным курсом.
О дальнейших событиях лучше всего говорится в очерке «Выбираю таран», тем более, что написан он был по «горячим следам» — через четыре года: «Это был четырехмоторный самолет с неизвестными опознавательными знаками, без иллюминаторов, — значит, не пассажирский! — негромко рассказывает Валентин. — Hа запросы „земли“ он не отвечал, на сигналы — тоже. Мне очень мешал избыток скорости — самолет-нарушитель шел на скорости 400 километров в час. Пришлось и мне перейти на эту мизерную скорость, хотя на сверхзвуковом с его небольшими по площади крыльями полет на малой скорости рисковая — самолет становится плохо управляемым и может свалиться в штопор. Хорошо понимали это летчики нарушители, знали, что для атаки мне нужно удалиться от них на большую дистанцию. За это время им можно улизнуть за рубеж».
С пункта наведения поступила команда сбить самолет-нарушитель, и тогда истребитель пошел на таран. Со второго раза советскому летчику удалось килем и фюзеляжем снизу ударить по правому стабилизатору транспортника. После этого Куляпин катапультировался, a CL-44 упал в трех километрах от границы.
Кстати
В 60-70-е годы из-за несовершенства навигационного оборудования в Закавказье самолеты часто отклонялись от курса и нарушали границу СССР. К примеру, пассажирский самолет Caravelle бельгийской авиакомпании Sahena 8 января 1962 года был посажен в аэропорту Еревана. Позже подобный случай произошел с кувейтским 727, который так же посадили в столице Армении.
Видео дня. Потерявшая мужа скандальная блогерша увеличила грудь
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Больше видео