Вечер в красках: как заработать в России на любви к мольберту
Этим летом в Парке Горького к кинотеатру «Пионер», контролируемому структурами миллиардера Александра Мамута, выстроилась очередь — бесплатные лекции в Мекке продвинутой молодежи запустил проект Educaty предпринимателя Дмитрия Анисимова. Поклонники интеллектуального отдыха знают его скорее как создателя вечеринок Painty — в среднем за три тысячи рублей можно, вооружившись кистями и красками, провести вечер в кафе в компании профессионального художника и отправиться домой с собственноручно написанным полотном. Удивительно, но померяться силами с мэтрами холста готовы оказались многие — ежемесячно компания проводит несколько десятков ивентов на любой вкус (рисовать предлагают хоть «Подсолнухи» Ван Гога, хоть любимых всеми котиков). О перспективах не самого обычного для России бизнеса на арт-вечеринках, а также рисках и препятствиях для развития — в материале «Инвест-Форсайта». Как все начиналось Идея запустить проект арт-вечеринок, где за бокалом вина и под присмотром художника участники создавали бы за пару часов собственными руками картину, пришла основателю ещё в 2014 году. Близился Новый год, и в компании Дмитрия Анисимова (тогда предприниматель развивал проект GetTidy — платформу для клинеров и уборки дома) хотели вместо корпоратива в ресторане провести вечер креативно. «Сидеть, есть и выпивать порядком надоело, хотелось придумать что-то свежее. Нам пришла идея сделать вечеринку в формате мастер-класса по рисованию», — вспоминает основатель Painty Дмитрий Анисимов. Тогда ничего не вышло — если к эксперименту и были готовы художники, то кисти, холсты, краски и даже мольберты нужно было найти и купить самим. В итоге с праздником решили не рисковать, но к идее Анисимов через какое-то время все же вернулся. Оказалось, что такого формата и правда нет на рынке: максимум, на который могли рассчитывать потенциальные клиенты, в лучшем случае напоминал урок в художественной школе. «Так возникло четкое представление о формате: нужно сделать так, чтобы я сам захотел пойти на такую вечеринку. Решил, что будет здорово добавить музыку, еду и напитки, пригласить фотографа. Люди хотят повеселиться, отдохнуть и в то же время провести вечер с пользой», — говорит Дмитрий Анисимов. Так в итоге появился Painty, стартовавший сначала на питерском рынке, а теперь работающий и в Москве. Ежемесячно компания с более чем 50 сотрудниками проводит около 200 вечеринок (в жаркий сезон число может доходить и до 30 в день). В качестве площадок в основном выбирают рестораны и кафе, но бывает, что рисовать отправляются и на выставки. Мода на интеллект Удивительно, но идея арт-вечеринок оказалась в России востребованной, причем не только у столичной публики. В стране как раз началась мода на необычные форматы отдыха, объясняют эксперты спрос на формат Painty, ведь клубы и бары многим успели поднадоесть. Особенно это было заметно в крупных городах, где люди всегда находятся в поиске новых возможностей снять стресс и расслабиться, поясняет основатель и ведущий художник Studio Anna Liber Анна Либер. Если недавно за это «отвечали» спорт и кулинарные курсы, то теперь это арт-вечеринки. «Это подтверждает наличие огромного количества компаний, которые предлагают арт-вечеринки на любой вкус и цену. Это необычный формат отдыха, когда можно и приятно провести время, и отвлечься от работы, и получить новый опыт», — говорит она. Сначала появился культ здорового образа жизни, теперь мы становимся свидетелями зарождения культа интеллектуального роста, согласна директор направления Synergy Art — корпорации «Синергия» Елизавета Фролова. Например, уточняет она, арт-вечера от Synergy Art за год стало посещать вдвое больше людей. К тому же арт-вечеринки — это ещё и способ хоть на время укрыться от неприглядной реальности, почувствовать себя счастливым, уточняет она. Именно за это, а не за интеллектуальный досуг сам по себе, люди готовы переплачивать. «Чем замечательны походы в современные музеи, на модные показы или art-party? Там легко погрузиться в альтернативную реальность, убежать от стресса. Вдобавок наделать много фото, чтобы выложить в соцсети и получить много лайков. А значит, продолжить пребывание в альтернативной реальности без отрыва от работы или семьи», — говорит Игорь Пылаев, сопредседатель комитета по развитию индустрии кино и телевидения «Деловой России». Ставят на технологии Казалось бы, для офисных работников, никогда не стоявших за мольбертом, возможность на вечер превратиться в «Творца кистей и красок» всегда будет заманчивой, говорит цифровой художник Федор Романенко. Желающих заработать на идее сегодня тоже достаточно, тем более что больших вложений — на первый взгляд — бизнес не требует (на старт Painty потратили около миллиона рублей, а зарабатывать стали уже через полгода). В итоге в битву за клиента включились не только компании, предлагающие мероприятия по флористике или рисованию, но даже музеи и театры. Рынок столицы уже переполнен предложениями, цены на услуги не растут, и это, конечно же, развитие бизнеса ограничивает. Выходом может стать работа в новых нишах и форматах — Painty, например, активно работает с бизнес-заказчиками, для которых арт-вечеринки становятся заменой традиционным корпоративам. «Корпоративные вечеринки от 100 и более участников для нас самые прибыльные и интересные», — говорит Дмитрий Анисимов. В числе заказчиков, к примеру, значится ВТБ, для партнеров которого Painty второй год делает тур на 40 городов. Также компания запустила вертикаль Planty, где участники не рисуют картины, а пробуют себя в искусстве цветочной композиции — на вечеринках составляют флорариумы из суккулентов. Совмещают арт-вечеринки с познавательными лекциями — они предваряют урок рисования и позволяют погрузиться в мир художника суперглубоко. Выручает и собственное производство — краску Painty производит на заказ, она хорошо отстирывается и не портит одежду. Для правильных ёмкостей под краску пришлось делать с нуля пресс-формы, на заказ шили фирменные фартуки, делали мольберты, кисти и пр. Но главную фору дают технологические новации, без которых сегодня не может обойтись даже такой на первый взгляд далекий от IT бизнес. Например, у Painty есть Telegram-бот, который помогает в реализации мероприятий: подсказывает логистам, на сколько участников готовить вечеринку, менеджерам — на какой стадии находится подготовка мероприятия, ассистентам, фотографам и ведущим — их расписание. Художники могут искать здесь скрипты по картинам. Учет материалов тоже происходит в боте. У компании есть своя система бронирования и оплаты билетов, и это лишь часть IT-платформы по управлению бизнес-процессами Painty. В последней есть личные кабинеты для всех сотрудников, самописные CRM-системы, модули расчета заработной платы, программы лояльности. Также благодаря IT у компании есть возможность получать финансовую аналитику, аналитику по картинам, местам и датам. Это всё, конечно же, помогает поддерживать качество и выходить на новые рынки, развивая бизнес, поясняют в компании. Но главным козырем остается возможность почувствовать себя — пусть и на пару часов — абсолютно счастливым. «Искусство — это эквивалент счастья, а люди хотят быть счастливыми. Возможно, это одна из самых главных потребностей человека. Поэтому люди готовы тратиться на интеллектуальные развлечения, и спрос на арт-вечера будет только расти», — резюмирует Елизавета Фролова. Автор: Ольга Блинова