Ещё

Rheinische Post (Германия): «Санкции наносит ущерб Европе» 

Фото: ИноСМИ
Райнише пост: Немцы хотят, чтобы отношения с  улучшились. Что для этого могла бы сделать российская сторона?
: Могу с уверенностью сказать, что россияне также заинтересованы в развитии разнопланового сотрудничества с . Тем более что ваша страна входит в число важных партнеров России в Европе. Нас связывает длительная, хотя и не всегда простая история взаимоотношений. Важно, что сегодня, несмотря на известные осложнения, тесный диалог между нашими государствами не прерывается. При этом многие механизмы кооперации были «заморожены» не по нашей инициативе. Мы, со своей стороны, стремимся к восстановлению полноформатного взаимодействия и добрососедских отношений с ФРГ на принципах равенства, доверия и взаимной выгоды и намерены продвигаться к этой цели в таком темпе, к которому будут готовы наши немецкие партнеры.
Антироссийская санкционная политика наносит серьезный ущерб самим европейцам: бюджеты стран недополучают миллиарды долларов, сокращаются и не создаются десятки тысяч рабочих мест. На наш взгляд, начавшееся осознание бесперспективности политического и экономического давления на Россию уже дает эффект, «жизнь берет свое». Поэтому в российско-германских отношениях наблюдается положительная динамика. Прежде всего, в торгово-экономической, научно-образовательной и культурно-гуманитарной сферах, а также в области сотрудничества по линии гражданских обществ. Важную роль играют и разветвленные контакты на межрегиональном и межмуниципальном уровнях.
Мы исходим из того, что и наши друзья в Германии понимают: выгода от продолжения работы над улучшением отношений с Россией взаимна, а успех этого процесса зависит от усилий обеих сторон. Что касается ответа на вопрос: «Кто и что мог бы сделать», то он, на наш взгляд, должен оставаться предметом обсуждений, ведущихся по имеющимся политико-дипломатическим каналам.
— Считаете ли вы необходимым возобновление работы Совета Россия-НАТО на высшем уровне?
— Важно понимать, что работа Совета Россия-НАТО на высшем и высоком уровне прекратилась не по нашей вине и не по нашей инициативе. Именно альянс принял решение о полном сворачивании практического сотрудничества и переходе к военно-политическому сдерживанию России. Напомню, что это произошло в 2014 году, когда Запад недальновидно поддержал антиконституционный государственный переворот на , а потом фактически закрыл глаза на развязанную военную кампанию против жителей Донбасса.
Хотел бы отметить, что периоды «заморозки» между Россией и  случались и раньше — например, после агрессии стран альянса против Югославии в 1999 году, а также после вооруженной авантюры режима в  в 2008 году. Те кризисы удалось преодолеть. В 2002 году на римской встрече была подписана Декларация Пратика-ди-маре о новом качестве сотрудничества, был создан Совет Россия-НАТО. В 2010 году состоялся Лиссабонский саммит СРН, на котором была поставлена цель вывести отношения на уровень стратегического партнерства.
Однако сегодня сложилась тревожная ситуация. Под давлением Вашингтона, преследующего собственные геополитические цели, страны НАТО участвуют в проведении агрессивной антироссийской политики. Так, происходит ничем не оправданное увеличение расходов на военные нужды: в 2018 году только одни потратили на эти цели свыше 700 миллиардов долларов, НАТО в целом — около одного триллиона, тогда как Россия — менее 50 миллиардов долларов. Альянс наращивает свое военное присутствие у границ России и союзной с ней , что повышает риски непреднамеренных инцидентов и ведет к эскалации военно-политической напряженности. Абсолютно нелогичными с точки зрения укрепления оборонного потенциала НАТО выглядят и решения по включению в состав блока таких стран, как  и Северная Македония.
Это, конечно, совсем не то, что требуется сегодня для поддержания безопасности и стабильности в Европе. Мы исходим из того, что для купирования негативных тенденций руководству ведущих государств-членов НАТО необходимо пересмотреть свои нынешние подходы к выстраиванию отношений с Россией. При этом уже сейчас необходимо наладить регулярные контакты между военными на экспертном уровне в СРН. С российской стороны были выдвинуты конкретные предложения по снижению военной опасности, предотвращению непреднамеренных инцидентов. Ждем реакции натовцев.
Инициатива о нормализации отношений, в том числе в плане перспектив возобновления работы Совета Россия-НАТО на высшем уровне, должна исходить от альянса. Мы, со своей стороны, готовы идти так далеко, насколько к этому будут готовы наши коллеги.
— Что будет дальше с реализацией проекта «Северный поток — 2»? Как, на ваш взгляд, можно повлиять на позицию ?
— Строительство «Северного потока — 2» идет по плану. Уложено порядка 60% от общей протяженности газопровода. Капитальные затраты на его реализацию профинансированы более чем на 80%.
Выгоды от этого проекта очевидны. Уже сделанные капи