Магистраль не умерла. Чем живут поселки, расположенные вдоль БАМа?
Когда в Сибири начали прокладывать Байкало-Амурскую магистраль, главный редактор еженедельника «АиФ в Восточной Сибири» Наталия Горбань училась в школе и очень завидовала тем молодым людям, которым повезло оказаться на «стройке века». Она смотрела кадры кинохроники, как счастливые комсомольцы-добровольцы под бодрые песни отправлялись в далёкие края, и даже представить не могла, что когда-нибудь судьба сведёт её с этими людьми, причём именно на БАМе. В начале июля все, кто причастен к магистрали, отмечали 45-летие с начала её строительства. По этому поводу из Иркутска и Хабаровска навстречу друг другу выехали два юбилейно-эстафетных поезда, главными пассажирами которых стали ветераны-бамовцы. Были в поезде и журналисты, в том числе Наталья Владимировна. О том, как и чем «живёт» сегодня магистраль и прилегающие к ней поселения – в материале «АиФ-Иркутск». «Приползу, если подведёт здоровье» По пути до столицы магистрали – Тынды, места встречи двух составов, поезда останавливались практически на всех станциях известной во всём мире «железки». Везде поезд встречали местные жители, многие из которых сами приехали в сибирскую глушь в начале 1970-х годов, да так и остались здесь, пережив и лучшие, и худшие времена великой стройки. Везде были трогательные встречи, воспоминания, концерты, пироги, и конечно, разговоры о возрождении БАМа. Правда, в Иркутской области юбилейные мероприятия прошли по сильно сокращённой программе. Оно и понятно: из-за стихийного бедствия, в котором пострадали восемь районов, региону сейчас реально не до праздников. Так что в Тайшете и Усть-Куте, которые считаются «воротами» западной ветки БАМа, обошлись без «фанфар» и фейерверков, да и многие ветераны не смогли в этот раз поехать по местам своей трудовой юности. Но совсем отменять праздничный поезд не стали, потому что его – от юбилея до юбилея – очень ждут и те, кто в нём едет, и те, кто живёт в бамовских посёлках. Особенно таких, где осталось 500-600 человек, как, например, в Магистральном, Ние Грузинской, Ангое (чуть больше, может быть, живёт ещё в Куанде, Новой Чаре, Юктали). По сути приезд эстафетного поезда раз в пятилетку – самое главное событие в их жизни. «Несмотря ни на что, каждые пять лет я оправляюсь в такую поездку, и в следующий юбилей приползу, если вдруг подведёт здоровье, потому что БАМ – это вся моя жизнь», – не скрывая слёз, но в то же время твёрдо сказал Герой Социалистического Труда Александр Бондарь, которого знает каждый строитель магистрали. В сентябре1984 года он со своей бригадой поставил точку в 10-летней бамовской эпопее в виде «золотого звена» на разъезде Балбухта в Читинской области, открыв тем самым сквозное железнодорожное движение от Байкала до Амура. «И настроение другое, и одежда» Старшее поколение уезжать с БАМа не хочет. Все они говорят, что если не сделали это в 90-е или в начале двухтысячных годов, когда из этих мест был массовый исход, то сейчас тем более не видят в этом смысла. И вовсе не потому, что ехать некуда. «В последние годы всё здесь изменилось: и экономическое положение, и настроение у людей, даже одеваться мы стали по-другому, – поделился своими наблюдениями бывший комиссар иркутского комсомольского ударного отряда Иван Киселёв. Вместе с женой они возводили посёлок Магистральный, да так и остались там жить. – А вообще, знаете, у нас никогда не было ощущения, что мы зря строили эту дорогу, даже в 90-е годы». Об этом же говорила и инженер-строитель из Северобайкальска Антонина Максимова: «В 2004 году, когда всё было печально, мы сидели без работы и зарплаты, я написала стихотворение, которое начиналось с такой строчки: «Говорят, что БАМ стране не нужен, что дорога эта в никуда... » Но сейчас здесь видно оживление, дорога развивается, работа есть, идёт отсыпка второго пути. Да и населённые пункты меняются к лучшему: в Северобайкальске в 2015 году начали сносить щитовые дома первостроителей магистрали, и сейчас город не узнать. Поэтому недавно я кардинально изменила начало того стихотворения: «Знаем мы, что БАМ России нужен, что дорога эта навсегда, только мы живём, не тужим, продолжаем строить города». Кстати, это нормально, когда строители уходят на другие объекты оттуда, где выполнили свою работу. Плохо, если люди остаются неприкаянными, не нужными государству... » Однако молодое поколение в большинстве своём жить в милых их бабушкам-дедушкам поселениях уже не хочет. Подростки 14-17 лет, с которыми довелось поговорить, мечтают получить среднее образование и уехать в большие, желательно столичные, города. Они считают, что делать на малой родине нечего: учиться после школы негде, работы, кроме как на «железке», нет, развлекательная индустрия тоже отсутствует, коммуналка и медицина – в плачевном состоянии. В желании уехать детей поддерживают и родители. Например, 37-летняя Светлана – жительница Тынды, несмотря на то что у неё есть своё дело, в ближайшем будущем планирует переехать в Новосибирск: дети заканчивают школу, а перспектив для них здесь она не видит. «Тында потихонечку хиреет, люди уезжают, а население пополняется только за счёт представителей бывших азиатских республик», – с грустью говорит Светлана. А ведь это не самый маленький населённый пункт на БАМе, в его столице, если верить статистике, живут 33 тысячи человек. Что уж говорить о молодёжи в тех посёлках, где население в разы меньше? «Ничего героического» А вот перспективы самой магистрали можно даже назвать радужными. Как утверждают представители РЖД, сейчас дорога не просто загружена на 100%, а испытывает острый дефицит провозной и пропускной мощности. Поэтому, собственно, пять лет назад и появилась госпрограмма «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей». И постепенно она воплощается в жизнь: 7 июля, например, в Усть-Куте открыли второй железнодорожный мост через Лену, который увеличит пропускную способность на этом участке в два раза – с 17 поездов в сутки до 25. Кстати, если 45 лет назад БАМ строил весь Советский Союз, то сейчас – вся Россия. Здесь работают компании со всей страны – от Калининграда до Дальнего Востока. Но подход к организации труда, по сравнению с прошлым веком, изменился кардинальным образом: на магистрали не то что не строят новые населённые пункты, но даже в тех, что есть, строители не задерживаются. «Мы работаем вахтовым методом: месяц здесь, месяц дома, чтобы не отрываться сильно от семьи», – рассказал прораб-мостостроитель Андрей Герасимов. Себя он называет ровесником БАМа – в этом году ему исполняется 45 лет. Но никакого особого чувства гордости от того, что продолжает великую стройку, он не испытывает: говорит, что в Ханты-Мансийске, откуда он приезжает, тоже много значимых объектов, которые возводятся. «Да и перед кем гордиться? – задаёт он риторический вопрос. – Разве что только перед собой, но такое чувство, наверное, есть у каждого человека, если он делает нужное дело. Да и условия работы сейчас сильно отличаются от тех, что были раньше. Они комфортнее и проще: есть сотовая связь, автомобильные дороги, техника, и технологии не идут в сравнение с теми, что были раньше. Конечно, трудности есть, с ними сталкиваются все, кто пытается что-то делать. Но мы их преодолеваем, и в этом нет ничего героического». Тем не менее, он не отрицает, что БАМ и сегодня в масштабах страны – большая стройка. «Просто нас не видно, мы же не Крымский мост возводим, за которым все следят в режиме реального времени. Мы потихоньку делаем свою работу и приближаем открытие второго пути. Хотя хорошего «промоушена» действительно мало, мало говорят о том, что магистраль не умерла, а строится и развивается», – подытожил Андрей Герасимов. Комментарий Представитель Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи РФ Виталий Попов (Иркутск): «Если мы не будем следовать историческим традициям и работать с молодёжью так, как это делали наши ветераны, которые строили БАМ и города на магистрали, то мы просто потеряем наши дальнейшие поколения. Ведь сегодня историю фальсифицируют чудовищным образом, в том числе и ту, что касается этой железной дороги. Нашим детям не рассказывают, как на самом деле шло её строительство. Например, им говорят, что её делали зеки. Но, судя по рассказам пассажиров юбилейного поезда – реальных участников тех событий, здесь были не заключённые, а поселенцы и занимались они другими работами, а не укладкой рельсов. Я считаю, что проект юбилейного поезда несёт огромную историческую ценность и дарит большой праздник тем людям, которые здесь живут. Жаль только, что чудесные посёлки, построенные с запасом на развитие, сейчас не развиваются и, по моему мнению, теперь здесь очень сложно построить какое-то будущее. Чтобы жизнь развивалась и дальше, должна быть мощная инфраструктура, а это невозможно без государственного внимания. Должна оставаться молодёжь, должны рождаться дети. Но, к сожалению, наша современная молодёжь не хочет жить не только в таких маленьких посёлках, но и в больших городах, все хотят покинуть свою родину. А вот когда люди не будут думать о том, чтобы покинуть родину, тогда у нас всё будет в порядке».