Работа на окраине. Строители офисов получат льготы
Правительство Москвы отменило дополнительный платеж с девелоперов, планирующих строить или реконструировать коммерческую недвижимость на земельном участке за пределами Третьего транспортного кольца. Новая льгота снизит себестоимость возведения зданий на восемь-десять процентов. "На первый взгляд, скидка небольшая, но она радикально улучшит экономику многих проектов, которые в прежних условиях были просто-напросто нерентабельными" – отметил мэр Москвы Сергей Собянин. Ранее платеж в размере от пяти до 80 процентов кадастровой стоимости участка необходимо было платить девелоперам по дополнительному соглашению к договору аренды. Постановление будет способствовать росту инвестиций в коммерческую недвижимость, считает президент "Галс-Девелопмент" Виктор Адамов. По его данным, пять лет назад многие девелоперские компании заморозили или перепрофилировали свои офисные проекты, предпочитая инвестировать в сегмент с минимальными рисками – жилье, что постепенно привело к сокращению объема коммерческой недвижимости. В подобной инициативе московские инвесторы нуждались, признался председатель совета директоров группы компаний Пионер Андрей Грудин. Он добавил, что группа компаний Пионер прорабатывает ряд проектов, которые возможно будут реализоваться с учетом новых условий льгот для инвесторов. Отмена дополнительного платежа снизит маятниковую миграцию и станет драйвером более равномерного развития экономики города, подчеркнул глава московского территориального управления группы "Эталон" Максим Берлович. По его словам, группа "Эталон" реализует несколько инвестиционно-строительных проектов за пределами ТТК. "Мы понимаем, что здесь покупатели наиболее чувствительны к качеству жилой среды, у них должна быть возможность отдыхать, работать и проводить время с семьей в одной локации", - пояснил девелопер. Данная мера в ближайшие три года приведет к количественному и качественному скачку на рынке офисной недвижимости вне исторического центра Москвы и сократит девелоперам сотни миллионов рублей, убежден генеральный директор группы компаний "А101" Игнатий Данилиди. По его мнению, сейчас самые оптимальные условия для реализации наиболее интересных и качественных проектов созданы в Новомосковском округе благодаря развитию бытовой, рекреационной и транспортной инфраструктуры. Новые льготы будут выгодны не только для девелоперов, которые строят коммерческую недвижимость, но и для тех, кто возводит жилые объекты, уверен генеральный директор концерна "Крост" Алексей Добашин. По его прогнозам, постановление станет стимулом для девелоперов развивать коммерческую функцию в проектах по всей территории города, а не только в центре. От поправок к законодательству льготы получит также малый и средний бизнес, убеждена эксперт по архитектуре и градостроительству архитектурного бюро RTDA Елена Попова. Представитель архитектурного бюро отметила, что поправки открывают новые возможности для реконструкции домов – станет проще обновлять фасады, заменять балконы. Правительственная мера снизит внутригородскую маятниковую миграцию, и улучшит транспортную ситуацию в Москве, считает директор института комплексного развития территорий, основатель коллаборации QUITE WHITE, профессор международной академии архитектуры (МААМ) Анна Курбатова. Финансовые льготы застройщикам запустят простаивающие проекты коммерческой недвижимости, расположенные за пределами Третьего транспортного кольца, полагает партнер бюро Citymakers Петр Кудрявцев. Предлагаемые льготы позволят повысить привлекательность площадок для возведения новых бизнес-центров за пределами ТТК, считает заместитель генерального директора компании MR Group Ирина Дзюба. Она напомнила, что сегодня арендная плата для девелоперов составляет от пяти до 80 процентов кадастровой стоимости участка. Благодаря новшествам москвичи станут более счастливыми, заявил глава российского подразделения международной исследовательской компании BCG Владислав Бутенко. По его убеждению, в лучшую сторону изменится экология, так как спрос на передвижение будет меньше, чем раньше. Москве необходимо фокусироваться на создании полицентричной системы, советует глава исследовательского подразделения Wuppertal Institute, координатор инициативы "Городская электромобильность" (UEMI) и программы ООН-Хабитат "Urban Pathways" Оливер Лах. В городе будущего должно быть меньше перемещений, убеждена Лиора Шехтер, СТО, директор по информационным технологиям в Тель-Авиве. Эксперт из Тель-Авива подчеркнула, что очень важно обеспечить таким условия, чтобы у людей не было необходимости ездить в разные районы города.