Как сыновья мультимиллионеров захватывают рынок подержанных телефонов: история сервиса SmartPrice
Рынок подержанных мобильных телефонов — огромный и почти не освоенный, с блеском в глазах говорят основатели проекта SmartPrice Александр Черняк и Артем Большаков. В 2018 году в России было продано почти 30 млн новых смартфонов, а меняют их наши соотечественники, по оценке Черняка и Большакова, довольно часто — в среднем раз в 20 месяцев. При этом старые телефоны можно продать только из рук в руки на досках объявлений или сдать за бесценок в комиссионку. В итоге миллионы аппаратов просто пылятся дома у своих владельцев. Черняк и Большаков придумали, как вывести перспективный рынок б/у техники в прозрачное поле. Слева направо: Дмитрий Руденко (сооснователь и директор по развитию), Александр Черняк, Артём Большаков, Владислав Овчинников (сооснователь и гендиректор) Незолотая молодежь SmartPrice не первый бизнес-проект Черняка и Большакова. В 2014 году они, выпускники американских университетов, стали сооснователями сервиса по продаже подержанных автомобилей CarPrice. Сейчас Черняку 25 лет, Большакову — 28, и они планируют новую революцию — на этот раз на рынке подержанных телефонов. «Мы оба не из простых семей», — не скрывает Александр Черняк. Его отец — Евгений Черняк, основатель алкогольного холдинга Global Spirits, который производит, в том числе, водку «Хортица». Состояние Черняка-старшего украинский журнал «Фокус» в 2019 году оценивает в $124 млн. Артем Большаков подробно о родителях говорить не хочет: «Основной семейный бизнес — золотодобыча». Он является коммерческим директором магаданского АО «Золоторудная компания «Павлик» (выручка в 2015 году — 2,5 млрд рублей, более свежих данных компания не публиковала). Ее среди своих проектов упоминает инвестиционная компания «Арлан», президентом которой газета «Коммерсантъ» называла Аркадия Большакова — предположительно отца Артема. По данным СПАРК, он также является основным акционером сельскохозяйственной компании «Золотая нива» в Смоленской области (выручка в 2017 году — более 426 млн рублей). Родительская поддержка сыграла в истории предпринимателей важную роль, но речь не о финансовой помощи, уверяют они. Александр со школьных лет присутствовал на совещаниях и переговорах в компании отца, летние каникулы проводил не «как все нормальные дети», а на стажировках — в финансовом и IT-отделах отцовского холдинга, в перерывах клал кирпичи на стройке, чтобы заработать на карманные расходы. «У отца была такая политика — все деньги, которые я хотел тратить, я был должен заработать сам», — откровенничает Черняк. В 15 лет он запустил первые собственные предприятия: футбольное поле и теннисный корт, которые сдавал в аренду и получал небольшую прибыль. После окончания школы в украинском Запорожье Александр решил поступить в Northeastern University в Бостоне. Деньги на обучение — около $160 000 за четыре года — занял у отца. «Это был мой первый и последний беспроцентный кредит в жизни», — смеется предприниматель. В Бостоне Черняк изучал предпринимательство, а вечера проводил в спортзале: «Там больше делать нечего — только учиться и качаться». В зале он познакомился с будущим бизнес-партнером Артемом Большаковым, который тоже учился в Бостоне и тоже занимался тяжелой атлетикой. «Я долго думал, что это испанец какой-то, но однажды услышал, как он говорит по телефону по-русски и решил познакомиться», — вспоминает Александр. Артем кредитов у родителей не брал, но и типичной жизнью «золотого ребенка» ему пожить тоже не удалось. «Я всерьез занимался каратэ, выступал за юниорскую сборную России и играл на фортепиано. Времени, чтобы ездить в лимузине с торчащей из окна бутылкой шампанского, не было», — уверяет он. После школы Большаков поступил в Финансовую академию при правительстве России, во время учебы проходил практику в консалтинге Ernst & Young («подъемы в 6 утра, 65 часов в неделю за зарплату в 30 000 рублей — все по-настоящему»), а на последнем курсе основал свой бизнес — корпоративное турагентство. «Среди моих друзей было много детей обеспеченных родителей, которые как первые лица компаний заказывали путешествия для себя и сотрудников. Мы стали таким бутиковым агентством для своих», — поясняет Большаков. После выпуска из Академии Артем продолжил учебу в бостонском Brandeis University, развивая агентство из-за океана. Но вскоре поссорился с партнером и закрыл компанию. Авто с молотка Кроме любви к бодибилдингу Большакова и Черняка связывало желание основать глобальный бизнес. Но ничего путного придумать не успели — Большаков закончил учебу и вернулся в Москву. Вернулся уже с идеей. В США он проходил стажировку в американской автомобильной аукционной компании Manheim, где успешно запустил проект по страховым фьючерсам для автомобилей. По счастливой случайности Большаков попал на прием к вице-президенту Manheim и убедил его открыть бизнес в России. «Это было невероятное везение: я, студент из России, сижу в кабинете топ-менеджера огромной корпорации. И он не только выслушал меня, но и согласился сотрудничать!» — вспоминает Артем. Полный энтузиазма, Большаков приехал в Москву и пошел к самому опытному своему знакомому — Оскару Хартманну, одному из пионеров российской интернет-торговли, основателю дискаунтера одежды KupiVIP. «Я знал Оскара к тому моменту уже лет десять, наши родители давно дружили и часто говорили мне — сходи к Оскару, посоветуйся». Тот оценил идею, и партнеры (вместе с Эдуардом Гуриновичем — еще одним знакомым Хартманна) решили открывать филиал Manheim в России. Но планам не суждено было сбыться: весной 2014 года многие американские компании сократили присутствие в стране из-за санкций, и Manheim не стал исключением. «Люди с той стороны просто пропали — сказали, что политика компании изменилась, но мы и так все поняли», — вспоминает Артем. Бизнес-модель по-прежнему казалась партнерам удачной, и они решили делать аналог американского аукциона в России. Так на рынке появился CarPrice. Сервис планировал автоматизировать рынок подержанных автомобилей объемом в $60 млрд в год, предложив владельцам простой способ продать свою машину. Данные об автомобиле загружаются на онлайн-платформу, на которой дилеры со всей страны торгуются за него в реальном времени. Выигрывает тот, кто предложил большую сумму. Если владелец согласен, он продаёт машину и получает деньги в офисе CarPrice. Сервис зарабатывает на комиссии с дилеров — от 2% до 10% от сделки. Воодушевленный Большаков постоянно рассказывал Черняку, который еще заканчивал обучение в США, как идут дела в стартапе. Александр, успевший к тому моменту поработать в консалтинге KPMG и частном банке Brothers Harriman, получил диплом и тоже присоединился к команде CarPrice. Дилеры на идею оцифровать процедуру продажи подержанных авто сначала реагировали скептически, но вскоре сдались под напором прогресса. За первые полгода к CarPrice подключилось 700 автодилеров, через сервис было продано больше 1000 автомобилей. В первое время Большаков и Черняк были полностью погружены в оперативное управление: Александр занимался всеми процессами, связанными с закупкой автомобилей, Большаков — с продажей. За пять лет существования CarPrice успел выйти в офлайн, открыв 60 собственных филиалов и 55 — по франшизе в 30 городах, сумма привлеченных в проект инвестиций превысила $50 млн. В октябре 2018 года CarPrice впервые вышел в плюс — 17,7 млн рублей прибыли по итогам месяца при выручке в 1,4 млрд рублей. С тех пор прибыль сервиса остается стабильной, говорят основатели, но точных цифр не раскрывают. К лету 2017 года в CarPrice появилась команда наемных менеджеров, необходимость «двигать компанию вручную каждый день» отпала. Большаков и Черняк перешли в совет директоров и задумались над новым бизнес-проектом. Цивилизованная «Горбушка» В процессе поисков случайно наткнулись на китайскую компанию Aihuishou — онлайн-комиссионку электроники с оценкой инвесторами в $2,5 млрд. «Это был чистый CarPrice, только в сфере мобильных телефонов: курьер, аукцион, продажа. У нас было все, чтобы повторить это в России», — говорит Артем. По словам основателей, на тот момент в России продавалось около 6 млн подержанных телефонов в год — в основном, на досках объявлений (Avito, «Юла») или рынках вроде «Горбушки». А 85% телефонов оставались лежать мертвым грузом на полках дома или раздавались друзьям и родственникам, рассуждает Черняк. «При этом смартфон — часто третий по стоимости актив в семье после квартиры и машины. Чтобы купить последний iPhone, среднестатистическому россиянину надо копить очень долго. В этой сфере захоронены деньги, поэтому потребность в продаже есть — нужно только дать удобный инструмент». Работа в CarPrice полностью не отпускала, поэтому SmartPrice — так, чтобы сохранить преемственность, назвали новый проект — запускали в офисе автоаукциона после 18:00. Сделать первый шаг помогло знакомство с проектом Trocafone, который уже несколько лет работал по схожей модели в Бразилии. Основатели Trocafone поверили в своих русских конкурентов, став их первыми инвесторами (вложили $100 000 за 5 % в компании) и консультантами. К тому моменту к Большакову и Черняку присоединилось еще три партнера — Владислав Овчинников, Сергей Рубаков и Дмитрий Руденко, знакомые с основателями по предыдущим бизнесам. Первый телефон SmartPrice продали в июле 2017 года. Бизнес-модель полностью копировала работу CarPrice: частный продавец выкладывал на сайте SmartPrice объявление о продаже подержанного телефона, запускался аукцион, частные покупатели предлагали свою цену, выигрывало самое выгодное предложение. Но уже через три месяца такой работы стало ясно, что рынок б/у телефонов живет по другим правилам. «Чтобы сконнектить Сашу, который продает телефон, и Петю, который хочет его купить, нужно вложить серьезные деньги в маркетинг. Средний чек покупки смартфона не позволял покрывать эти расходы, бизнес-модель не сходилась», — поясняет Черняк. «Никто не хотел лезть в этот серый рынок» SmartPrice перешел на схему, по которой работал бразильский Trocafone: вместо того, чтобы соединять частного продавца и покупателя, решили продвигать услугу трейд-ин в салонах мобильной связи. Владелец подержанного телефона может прийти в точку продаж МТС, «МегаФона», «Связного» и других сетей и отдать старый телефон в обмен на скидку на новый. Размер скидки покрывает SmartPrice, который затем выкупает у салонов сданные мобильники, ремонтирует их и продает конечному потребителю на собственном сайте. Наценка, размер которой основатели не раскрывают, покрывает все расходы на этом пути. «Большинство людей в России не могут продать свой телефон, каждый год на полки кладется более 20 млн старых устройств в рабочем состоянии. Мы же даём возможность без лишних нервов и времени сдать своё старое устройство и сэкономить на новом устройстве до 40%», — рассказал Forbes представитель «МегаФона». Для салонов связи модель была крайне удачной — они не несли никаких затрат, зато получали лояльных клиентов, которые с радостью шли за скидкой на новые флагманские телефоны. Тем не менее, к идее SmartPrice почти все крупные игроки отнеслись без энтузиазма. «Никто не хотел лезть в этот серый непонятный рынок. А мы пытались доказать, что он уже огромный — продается 6 млн телефонов в год чеком в 5-10 тысяч, и это капля в море. А есть еще соседний рынок СНГ, который тоже без проблем может стать нашим. Вся оплата — наличными, это никак не контролируется, бери и автоматизируй», — рассказывает Александр. Переговоры дали свои плоды: за первые полгода работы к сервису удалось подключить 500 салонов связи. Сервис играет не просто роль посредника, а берет на себя ответственность за подлинность телефона и его состояние, говорит Черняк. Когда техника попадает в салон связи, сотрудник проверяет ее по 26 параметрам: внешний вид, объем памяти, состояние батареи и USB-разъемов и др. Делается это с помощью специального программного обеспечения SmartPrice, в разработку которого предприниматели вложили около $500 000. По словам представителя «МегаФона», с 2017 года в салонах сети по программе трейд-ин было продано 150 000 смартфонов. Чаще всего скидкой взамен на сданный телефон пользуются при покупке флагманских смартфонов — 40% последних моделей в «МегаФоне» было куплено по программе трейд-ин, отчиталась сеть. «Благодаря трейд-ин клиенты приобретают более дорогие гаджеты. Мы видим каждый месяц рост средней стоимости проданного смартфона — за первый квартал 2019 года она выросла на 5% до 15 500 рублей», — рассказал Forbes представитель МТС. В МТС средний размер скидки, предоставляемой салонами сети взамен на разбитый смартфон, составляет 7 000 рублей, на устройство в рабочем состоянии — 12 000 рублей. В «Связном» — около 8000 рублей, передал Forbes представитель компании. Часть поврежденных телефонов не ремонтируется: иногда стоимость починки оказывается слишком высокой. Например, iPhone со сломанным Touch ID пользуются большим спросом среди покупателей: функция не влияет на основные характеристики телефона, а купить его из-за этого можно на несколько тысяч дешевле. Около половины выкупленных телефонов ремонтируется за счет SmartPrice. Сначала сервис отдавал эту услугу на аутсорс, а в 2018 году открыл собственную мастерскую площадью 400 кв.м. На всю технику, прошедшую через сервис, SmartPrice дает гарантию сроком три месяца: если за это время что-то сломается, компания бесплатно починит или заменит смартфон на аналогичный. Экономика бывших в употреблении За два года работы SmartPrice привлек $5,25 млн инвестиций — помимо $100 000 от Trocafone в июне 2017 года получил еще около $150 000 от ряда бизнес-ангелов, затем $2,5 млн в апреле 2018 года от частных инвесторов Теодоро Д’Амброзио и Марко Вальта (в списке портфельных проектов — Airbnb, Beepi, Dreamlines, NU3, Carprice и др.), а также Хампуса Люнггрена (швейцарско-итальянского бизнес-ангела) и российского венчурного фонда ExpoCapital. Деньги шли на поддержание операционной деятельности и работу над программным обеспечением. Сегодня поменять телефон по программе трейд-ин можно в 10 500 салонов по всей стране, в компании работает 140 человек. Выручка ООО «Мобитех», от имени которой работает сервис, по словам самих основателей, в 2018 году составила почти 450 млн рублей, за первое полугодие 2019-го удалось заработать уже столько же, выкупив 250 000 смартфонов. В июне проект вышел в операционный ноль. Несмотря на легкий старт SmartPrice, в целом услуга трейд-ин в салонах связи пока не пользуется популярностью у населения, считает Елена Богатырева, сооснователь сервиса Damprodam (выкупают телефоны у владельцев и продают ритейлерам). Причин этому несколько, говорит она. «Россиянину подсознательно кажется, что его пытаются обмануть: дают слишком низкую цену на его устройство в отличие от досок объявлений. В каком-то плане это действительно так: трейд-ин никогда не может быть выгоднее самостоятельной продажи. Для компаний это бизнес». Кроме того, мешает отсутствие отлаженной системы удалённого выкупа и обмена. «В США процесс фактически автоматизирован: клиент отправляет устройство по почте или курьером, ждет решения несколько дней и получает деньги на карту. В России крупные ритейлеры требуют личной явки в салонах, что как минимум неудобно, а также не предлагают фактического выкупа — только обмен. В перспективе ближайших лет Россия не дотянет до масштабов аналогичного рынка в США», — считает Богатырева. По ее мнению, более перспективным является направление непосредственной работы с розницей, без салонов в качестве посредников. «Развивая собственный продукт, мы можем спокойно давать цены за сданные аппараты выше на 20%. При этом мы не привязаны только к трейд-ин. Хотите просто продать? Да пожалуйста, поменять — тоже не вопрос», — рассуждает предпринимательница. Damprodam планирует пойти по пути Amazon и eBay: «Схема для работы с розницей готова: клиенты продают у нас старую технику, мы зачисляем на счет розницы им эту сумму, а дальше они покупают там когда и что хотят». Теперь Черняк и Большаков задумались над запуском собственной розничной сети «приемок» под брендом SmartPrice, куда можно будет сдать свой б/у телефон, а также планируют продавать восстановленные смартфоны в коробках со своим брендом в сторонних онлайн-магазинах, а не только на своем сайте. «Сейчас мы работаем по системе white label — клиент не знает, что услугу трейд-ин оказываем мы. При этом в офлайне представлены только несетевые комиссионки — какие-нибудь «Малинки 123» у автобусных остановок, поэтому ниша практически пуста», — поясняет интерес к новому формату Александр. До конца 2019 года SmartPrice планирует выйти на рынки Казахстана и Белоруссии, а оттуда и в другие страны СНГ. Кроме роли стартапера, Черняк осваивает еще и ипостась инвестора. Летом 2017 года он вложил $1 млн в сервис доставки еды FoodFox, который через полгода был выкуплен «Яндексом» за 595 млн рублей. Удачный выход сподвиг его инвестировать дальше: сейчас он является совладельцем украинского стартапа по обучению геймингу Mobalytics (вложил $500 000), украинского же стартапа по бронированию столиков в ресторанах Allset ($1,5 млн), который успешно работает на американском рынке, бразильского автомобильного онлайн-аукциона Instacarro и нескольких других. Большую часть времени он проводит в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке (там у предпринимателя своя недвижимость), где постоянно ищет новые стартапы для инвестирования. «Меня часто спрашивают, не много ли я на себя взял в свои 25 лет, — признается Александр. — Мне так не кажется, ведь результаты в современном мире оцениваются по количеству заработанных денег. У меня много амбициозных начинаний, но далеко не все из них приносят прибыль. Думаю, это дело времени — я как раз сейчас над этим активно работаю». При участии Юлианы Михайловой 20 самых дорогих компаний Рунета — 2019. Рейтинг Forbes 1 из 20 2 из 20 3 из 20 4 из 20 5 из 20 6 из 20 7 из 20 8 из 20 9 из 20 10 из 20 11 из 20 12 из 20 13 из 20 14 из 20 15 из 20 16 из 20 17 из 20 18 из 20 19 из 20 20 из 20 1. «Яндекс» В 2018 году экосистема «Яндекса» пополнилась сервисами «Яндекс.Облако», «Яндекс.Диалоги», «Яндекс.Плюс» и «Яндекс.Драйв». В феврале 2018-го закрылась сделка по объединению «Яндекс.Такси» и Uber в России и пяти соседних странах. Доля «Яндекса» в новой компании стоимостью более $3,8 млрд составила 59,3%. Также «Яндекс» купил агрегатор скидок «Едадил» и 83,3% сервиса доставки продуктовых наборов «Партия еды». 2. Mail.ru Group Mail.ru Group продолжает соперничество с «Яндексом» в диверсификации онлайн-бизнеса. В начале 2018 года группа купила киберспортивный холдинг ESforce за $100 млн, а в апреле запустила онлайн-сервис заказа лекарств «Все аптеки». Осенью 2018-го группа получила около 18% акций онлайн-сервиса такси «Ситимобил» и договорилась с китайским интернет-гигантом Alibaba создать онлайн-ретейлера AliExpress Russia. 3. Avito Крупнейший сайт бесплатных объявлений в России был основан шведами Йонасом Нордландером и Филипом Энгельбертом. Сервис зарабатывал в основном на услуге по продвижению объявлений. За 2018 год число его пользователей выросло с 32 млн до 35 млн человек в месяц. В январе 2019 года фонд Naspers выкупил 29,1% акций компании за $1,16 млрд, доведя свою долю до 99,6%. Так сервис получил оценку в $3,85 млрд. 4. Wildberries Основанная в начале 2000-х годов компания Wildberries начинала с продажи одежды по каталогам. Сейчас это крупнейший интернет-ретейлер, выручка которого год от года растет. Сами основатели, супруги Бакальчук, однажды признались Forbes, что никогда не предполагали, что создадут суперпроект. Но по итогам 2018 года выручка их компании превысила 100 млрд рублей, а оценка капитализации — $1 млрд. 5. Ozon Group В марте 2018 года МТС инвестировала в онлайн-ретейлера Ozon 1,15 млрд рублей, увеличив свою долю в нем с 11,2% до 13,7%. Позже телеком-гигант нарастил долю уже до 16,66%, сумма сделки не раскрывается. Привлеченные средства Ozon вкладывает в развитие инфраструктуры и новые проекты. В 2018 году он получил лицензию на фармацевтическую деятельность и начал доставлять лекарства на дом. 6. HeadHunter HeadHunter занимает лидирующие позиции среди сайтов по поиску работы в России и странах СНГ. В 2017 году сервис объявил о планах выйти на IPO в 2018 году на бирже NASDAQ. Он рассчитывал привлечь у инвесторов $250 млн, что означало бы оценку в $500 млн. В итоге, по некоторым данным, сделка оказалась под вопросом из-за жестких санкций США, принятых в апреле 2018 года. 7. «Ситилинк» «Ситилинк» — единственный онлайн-ретейлер в списке Forbes, который специализируется на торговле электроникой. Компания активно наращивает свое присутствие и в офлайне: за год количество ее магазинов выросло с 44 до 80. У ретейлера есть сеть из 470 пунктов выдачи и приема заказов «Ситилинк-мини». К концу 2019 года компания планирует увеличить число магазинов до 200, собственных пунктов выдачи — до 600. 8. 2ГИС В 1999 году новосибирский предприниматель Александр Сысоев придумал объединить карту города со справочником. Сегодня сервисом ежемесячно пользуются 45 млн человек из 370 городов в девяти странах. В 2018 году американская компания Apple включила данные 2ГИС в стандартное приложение «Карты». Помимо карт в сервисе 2ГИС также представлено около 60 бесплатных путеводителей по разным странам. 9. Lamoda Последние несколько лет онлайн-ретейлер одежды и обуви Lamoda активно развивает b2b-направление: магазины-партнеры получили возможность использовать логистику и инфраструктуру компании. Сейчас по этой модели Lamoda сотрудничает с 20 крупными брендами. В 2019 году Lamoda планирует открыть свой первый офлайн-магазин почти на 1000 кв. м. 10. ivi В 2018 году выручка крупнейшего российского онлайн-кинотеатра ivi выросла более чем в полтора раза. Платная модель в ее структуре стала основной, окончательно обогнав рекламу. По словам основателя сервиса Олега Туманова, к 2020 году ivi может выйти на IPO на бирже NASDAQ, если удержит темпы роста. Недавно сервис стал доступным на приставках для телевизора Roku в США, Канаде и Великобритании. 11. Aviasales Сервис для поиска и бронирования авиабилетов Aviasales принадлежит структуре Go Travel Un Limited со штаб-квартирой в Пхукете. За 2018 год его аудитория выросла с 10 млн до 12 млн уникальных пользователей в месяц. В начале 2018 года компания вышла на рынок Казахстана, где заработал сайт aviasales.kz, а в июле запустила совместно с Avito портал для поиска билетов и туров avitotravel.ru. 12. Profi.Ru Идея сервиса принадлежит Сергею Кузнецову, который, будучи аспирантом МФТИ, подрабатывал репетитором и в 2006 году создал сайт для поиска заказов «Ваш репетитор». Позже к нему присоединился Егор Руди, они объединили несколько собственных проектов в один — Profi.ru. Сервис зарабатывает на комиссии с каждой оказанной услуги. В 2018 году через Profi.ru осуществлено 2,8 млн заказов. 13. ОнлайнТрейд.Ру Интернет-магазин «ОнлайнТрейд.ру» продает товары в 30 категориях, включая электронику, бытовую технику, фармацевтические и косметические средства, мебель, одежду и даже продукты питания. Его сеть состоит из 390 пунктов выдачи товаров в 102 городах России. Ретейлер обрабатывает более 16 000 заказов ежедневно. В 2018 году он запустил в Химках транспортно-логистический комплекс площадью 23 000 кв. м. 14. Skyeng Онлайн-школа английского языка Skyeng стремительно развивается: за 2018 год число преподавателей, зарегистрированных на сайте, выросло с 2200 до 5440 человек, а учеников — c 19 500 до 52 500 человек. Выручка компании выросла в два раза по сравнению с 2017 годом. В январе 2018 года Skyeng привлекла финансирование от инвестиционного фонда Baring Vostok, по итогам сделки стартап оценен примерно в $100 млн. 15. 1С-Битрикс Компания возникла как совместное предприятие Сергея Рыжикова («Битрикс») и Бориса Нуралиева («1С») и занимается разработкой системы управления сайтами и онлайн-проектами. Первоначально основной доход приносила продажа лицензий веб-студиям (более 15 000), однако сейчас большую его часть обеспечивает «Битрикс24», которая разрабатывает CRM и сервис для управления бизнесом в России и по всему миру. 16. TalentTech Технологическая компания, выросшая из подразделения инвестиционной компании «Севергрупп» Алексея Мордашова. С 2017 года объединяет несколько проектов в области образования и трудоустройства: «Нетология», «Фоксфорд», «Ремонтник.ру», FL.ru, Potok, JungleJobs. Крупнейший проект группы — «Нетология-групп», вошедший в структуру в августе 2017 года, обеспечивает около 80% годовой выручки. 17. Циан Групп За пять лет портал cian.ru превратился в сверхпопулярный сервис по аренде и продаже недвижимости. Сейчас его аудитория превышает 12 млн человек в месяц. В 2018 году ЦИАН объявил о запуске сервиса одобрения ипотеки от банков: покупатель заполняет анкету онлайн, выбирает подходящее предложение, отсылает в банк сканы документов и получает согласие или отказ. 18. B2B-Center B2B-Center помогает крупным компаниям выбирать подрядчиков для сложных услуг и искать дорогостоящее промышленное оборудование. За 16 лет на площадке прошло более 1,1 млн торгов на 16,1 трлн рублей. В январе 2019 года B2B-Center запустил площадку B2B-Start для среднего бизнеса, принимать участие в тендерах на ней может любая зарегистрированная компания, при этом электронная подпись не требуется. 19. Superjob Портал Superjob запустил Алексей Захаров, владевший тогда разработчиком сайтов «Триумвират Девелопмент». За 19 лет у сервиса не изменились учредители. У компании есть некоммерческое направление «Профориентация»: эксперты Superjob выступают в вузах с лекциями о том, как построить карьеру. По оценкам Forbes, Superjob занимает долю более 20% на рынке онлайн-сервисов для поиска работы. 20. YouDo Сервис YouDo объединяет заказчиков и исполнителей различных заданий: курьерские услуги и грузоперевозки, ремонт, уборка, компьютерная помощь. На сайте создано более 4 млн заданий и зарегистрировано около 1 млн исполнителей, с которых берется плата за информацию об их услугах. В 2018 году МТС купила 13,7% акций сервиса за $12 млн. Ранее в проект вложился венчурный фонд АФК «Система» Sistema VC. ]]>