Северная верфь встала в исходное положение
Проект расширения мощностей Северной верфи, подготовленный АО «КБ ВиПС» (КБ), — невыполним, выяснили в «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) спустя полтора года после начала строительства. Незадолго до того, как КБ получило 420-миллионный контракт на проектирование модернизации верфи, его совладельцем стал бывший глава комитета по строительству Петербурга Вячеслав Семененко. Спустя три года, в марте 2018-го, он продал свои 25% акций. Некоторые участники рынка тогда предполагали, что конструкторское бюро, не спроектировавшее на тот момент ни одного промышленного предприятия, только благодаря персоне Семененко обошло в конкурсе ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта», которое считалось главным претендентом на победу — эта организация спроектировала почти все действующие в России верфи. Результат работы КБ: «Проект не годится в основном с точки зрения проектно-сметного решения, по которому выбор металлоконструкций и их структуры и соответственно тариф, в рамках которого был утвержден сводный сметный расчет, не позволяет физически в нынешних экономических реалиях его построить. Поэтому нам пришлось перепроектировать эту тему, и сейчас мы ждем, когда выйдем из экспертизы, проведения конкурса и выбора нового подрядчика», — объяснил Алексей Рахманов, глава ОСК. Конь не валялся По словам источника «Метагазеты» в отрасли, именно просчеты проектировщиков и стали причиной конфликта между ОСК «Метростроем», который в конце 2017-го выиграл тендер на первый этап модернизации Северной верфи за 6,3 млрд рублей. Победителю предстояло к осени 2019-го реконструировать западный причал верфи, построить стапельную площадку с эллингом, возвести новые производственные и вспомогательные здания, объекты энергетической инфраструктуры. Кроме этого,планировалось обновить краны, чтобы собирать корпуса кораблей длиной до 250 м и весом до 25 тысяч тонн. Пока верфь не может сваривать корпуса длиннее 170 м и спускать на воду корабли тяжелее 10 тысяч тонн. Сотрудничество длилось недолго — до марта 2019-го. За это время удалось сделать не много из намеченного. «За время нашего сотрудничества объем выполненных работ составил примерно 1/5 часть от общего объема (около 2 млрд рублей. — МГ)», — пояснили в «Метрострое». Причем процесс сдачи-приемки выполненных ОАО «Метрострой» работ еще не завершен, отметили в компании, бумажная волокита продолжается, документы оформляют очень медленно. Железа не хватило Строительство с самого начала пошло не по намеченному плану. «Когда Александров (глава «Метростроя». — МГ) узнал, что не хватает 1800 тонн железа для увеличения прочности конструкции, он за голову схватился, просил добавить денег. А в ОСК решили, что он цену себе набивает, — рассказывает собеседник «Метагазеты». — В результате работы замедлились». В «Метрострое» не смогли сказать ничего конкретного про качество проекта. «Ошибки в проектировании были. Из-за этого приходилось выполнять дополнительные работы. Согласовывать их всегда долго и сложно. Но в чем там именно было дело — знают только специалисты, которые разбежались после ухода с верфей», — сообщили в «Метрострое». Из-за увеличения сроков еще в декабре 2018 года на тот момент вице-губернатор Игорь Албин предложил верфи найти альтернативного подрядчика по завершению строительства. Тут важно понимать, что Смольный — акционер «Метростроя», ему принадлежит 46%, а контролирует компанию семья Александровых. Чиновники с ними конфликтуют. Все с начала На смену авторитетной петербургской компании в марте 2019-го пригласили столичное ООО «Отечественные системы и технологии» (ОСТ контролируется Барият Осаевой). Местные специалисты мало что знают об этой компании, ее достижениях в проектировании и строительстве верфей. «Непонятно, кто запустил компанию ОСТ на строительство эллинга на территории завода Северная верфь. Похоже, компания мощно пролоббирована, имеет серьезных покровителей в Москве», — предполагает один из бывших сотрудников компании, готовящий жалобу в прокуратуру Кировского района Петербурга с целью провести проверку соблюдения трудового законодательства компанией ОСТ. На сайте компании указано, что она — партнер Минпромторга, ОСК, ОАК и «Ростеха» по реконструкции и техническому перевооружению предприятий РФ. ОСТ — это временное решение, признает Рахманов. «ОСТ дорабатывает документацию. Мы с ними согласовали завершение небольшого объема работ, который «Метрострой» не доделал в части набивки свай и в части формирования стапельной плиты. Там сумма не очень большая. Мы этот делаем в рамках финансирования из собственных источников, — объясняет глава ОСК. — Как только выйдем из Главгосэкспертизы, когда будет что предъявлять, будет объявлен конкурс. Это ориентировочно конец августа — сентябрь». На Северной верфи дипломатично воздержались от комментариев. Один из судостроителей, скептически относящийся к перспективе модернизации Северной верфи, заметил, что проект ее модернизации, вынашиваемый уже несколько десятилетий, активизировался в последние годы. Еще в 2015 году хотели строить сухой док, обновлять корпусное производство, покрасочные камеры, реконструировать достроечную набережную. Прошло пять лет, что мы видим? Не сделано ничего. От сухого дока отказались из соображений экономии. Придется строить плавучий док. Хотя при нормальном подходе можно было бы уже корабли строить на обновленной верфи. Сомневаюсь, что при сложившейся в отрасли ситуации расходуемые миллиарды материализуются во что-то путное», — посетовал судостроитель.