Озеро Светлояр как кузница кадров для великой русской литературы

Звон Китежских колоколов Это озеро – знаменитый Светлояр в так называемом Нижегородском заволжье, а официально – в Воскресенском районе Нижегородской области близ села Владимирское. Озеро изумительной красоты: почти круглое, небольшое (всего где-то полтора километра площадью), так, что практически с любой точки берега его видно как на ладони. Сравнительно "скромные" размеры компенсируются глубиной: она превышает тридцать метров. Именно поэтому град Китеж, уютно лежащий на дне этого озера, вот уже восемь веков никто не видел – с тех пор, как он ушел под воду от Батыевых полчищ. Озеро Светлояр. – Давным-давно, еще до пришествия татар, на месте озера Светлояр стоял град Китеж. В городе возвышались шесть глав церквей. Придя на Русь и завоевав многие земли наши, Батый услышал про славный Китеж-град и устремился к нему с ордами своими, - напевно рассказывала "Китежскую легенду" руководитель светлоярской экспедиции Марина Кулакова, пока мы подходили к озеру. К Светлояру из села ведет чудесная березовая аллея. Но ее зловеще называют "Батыевой тропой". Местные жители свято верят, что именно по этой лесной дороге наступали на город праведников вражеские тумены. Марина Кулакова на озере Светлояр. - Жители города не построили никаких укреплений, они не собирались защищаться – знали, что от этого захватчика защиты нет, кроме Бога, - продолжала Марина. – До несметного войска доносился лишь колокольный звон церквей, в которых жители молились о спасении. Но как только неприятель подошёл совсем вплотную к стенам города, из-под земли вдруг забили многоводные источники, и враги в страхе отступили. А вода все бежала и бежала. А потом изумленным захватчикам предстала озерная гладь и одинокая глава последнего собора с блестящим крестом, которая медленно уходила под воду. Град Китеж будет невидим до самого Судного дня, - так гласит летопись. Сегодня, говорят, самые праведные люди порой слышат звон китежских церквей со дна озера. Его не следует путать со звоном новодельной деревянной церковки, воздвигнутой на берегу в обозримом прошлом. Эта церковь открыта по собственному расписанию богослужений. Нам не повезло. Зато всегда "открыт" и доступен паломнический маршрут вокруг Светлояра. Сюда съезжались верующие даже в самые люто-атеистические времена. А уж сейчас поток паломников не оскудевает. За летний сезон Светлояр посещает до 10 тысяч человек. Тем, кто приехал поклониться одной из христианских святынь, а не просто отдохнуть, надо трижды обойти озеро в полном молчании или оползти на коленях. Сохранилась легенда военных лет: женщины проползли на коленях вокруг Светлояра три круга, молясь, чтобы их близкие живыми вернулись с фронта. Все, за кого они просили, вернулись. Дорожка вокруг Светлояра. Сегодня вокруг озера чаще проходят, а не проползают на коленях. Для паломников проложена деревянная дорожка сквозь заросли. Вдоль дорожки на некотором расстоянии друг от друга расположены три могилы. Детям для интересности говорят, что это могилы трех богатырей из былины, взрослым сообщают историческую версию, что это погребения светлоярских старцев, имена которых не сохранились. Поход вокруг Светлояра будет вознагражден исполнением заветных желаний. У китежградцев просят исцеления от болезней, помощи в беде, избавления от порчи и сглаза, продления жизни, благополучия. А студенты и школьники, разумеется, – хороших отметок на экзаменах. Озеро всем помогает. На Светлояре ежегодно происходят случаи выздоровления тяжелобольных и другие чудеса. Могила святого старца. Даже скептики, не верящие в сказание о граде Китеже, не могут объяснить целый ряд фактов: вода в Светлояре удивительно прозрачна и не "цветет": в сосуде может храниться несколько лет. На берегах озера встречаются 27 видов растений, нетипичных для этих мест, и даже редкая южная орхидея. Экстрасенсы, не признающие официальных религий, тоже считают озеро местом силы. А поэтесса и педагог из Нижнего Новгорода Марина Кулакова в этом просто уверена. Недаром ее обучающая программа называется "Светлояр русской словесности", и уже в несколько летних экспедиций она привозит ребят именно сюда. – Наша программа неотъемлемо включает в себя движение по родной земле вглубь России, реализацию метафоры "Светлояр русской словесности", - объяснила Марина. – Глубина, чистота и тайна этого легендарного озера – критерии для литературного творчества, которое должно отвечать этим же критериям: быть глубоким, обладать чистотой и тайной своего создания и бытования. Таким, по мнению Марины Кулаковой, должно быть и любое стоящее литературное произведение. Под церковью Троицы и на Бабьей Горе Поклонившись Светлояру, участники литературного процесса направились дальше – в село Троицкое, где и располагалась "штаб-квартира" нынешней экспедиции. Согласно Википедии, Нижегородская область не входит в топ-10 самых обширных регионов России. Площадь этого региона "всего-то" около 77 тысяч квадратных километров. Но когда едешь по Заволжью час, два, три, статистические данные скрадываются просторами бескрайних лесов. Географию Нижегородской области не чуждые литературе люди представляют себе по знаменитому двухтомнику писателя Павла Мельникова (псевдоним Андрей Печерский, но чаще его называют Павел Мельников-Печерский): "На горах" и "В лесах". "Горами" называется правый берег Волги с его холмистым рельефом, "лесами" – левый, плоский и заросший в некоторых местах даже чащами. В этих лесах скрывались раскольники-старообрядцы и сектанты, строившие свои учения на различных отклонениях от официальной, угодной государству, то есть антихристу, по мнению староверов, религии. Павел Мельников знал в этом толк: он служил в Министерстве внутренних дел чиновником по особым поручениям, занимался исследованием и искоренением старообрядчества в родной Нижегородской губернии, а дни свои окончил в "штатском" положении свободного литератора. Под конец жизни он написал свою дилогию о раскольниках, которая не теряет популярности у читателей и ныне. Троицкая церковь в селе Троицком (не староверская, ныне действующая). Село Троицкое находится где-то на двести километров севернее Нижнего Новгорода, в самых что ни на есть лесах. Это по карте; а по сути – оно находится в другом веке. Троицкое – машинка времени, переносящая приблизительно в дни Мельникова-Печерского. Большинство домов в селе отапливаются печами, и у заборов уже в июле сложены большие, но аккуратные поленницы. Женщины полощут белье в речке и отбивают вальками – не иначе, бабушкиными. Мобильная связь берет выборочно, а интернет не работает вообще. Настоящая глубинная Русь! Зато места красивейшие. Напрашивается мысль, что именно благодаря удаленности от "цивилизации" эти пейзажи сохранили свою первозданность и чистоту. В Троицком тоже есть чудесный объект, но чудо особого рода – рукотворное. Это конный клуб "Серая лошадь", в одном из гостиных домов которого и разместилась литературная экспедиция. Сейчас в составе этой хозяйственной империи конный завод из почти 80 голов орловских рысаков и других ценных конских пород, коровы, козы, овцы, собаки охотничьих пород – борзые и гончие, небольшой зоосад из диких животных, где есть даже северные и пятнистые олени. Орловский рысак. А начиналось это все в тяжелые 1990-е годы, когда семейная пара - Татьяна и Александр Пироговы, нижегородцы-сормовичи, решили заняться фермерством. Каким образом им удалось поднять такую целину и построить свой вариант Китеж-града, наверное, можно написать книгу. Но у меня на сей раз была другая задача – работать с молодыми поэтами и прозаиками, птенцами гнезда Марины Кулаковой. Но прежде, чем углубиться непосредственно в литературу, мы, по железному закону "Светлояра русской словесности", обошли пешком окрестности села Троицкого. Оно – фактически край этого света: за Троицким есть лишь одна деревня с благозвучным названием Раскаты, а дальше – только река Ветлуга и леса. Марина Кулакова, приглашая меня в экспедицию, соблазняла красивыми местами, говорила: "Будешь стяжать красоту". Каюсь, я восприняла эти слова как рекламный ход. Оказалось, Марина не преувеличила, а, скорее, не все сказала о красотах территории – наверное, потому, что их трудно описать даже поэтическими словами. Только "стяжать" – вдыхать полной грудью, смотреть во все глаза. На территории клуба "Серая лошадь". Две деревянных церкви XVIII века, сложенных без единого гвоздя – Троицкая, давшая название селу, и Зосимы и Савватия, напоминающая, что здесь традиция монашеского отшельничества была мощна; высокие берега старицы Ветлуги, на которых чувствуешь себя птицей; горизонт – рукой подать; мачтовые сосны в синем небе. Бабья Гора, на которой, по преданию, стоял лагерь одной бабы-разбойницы, опасной более своих коллег-мужчин. С этой возвышенности открывается отличный стратегический вид на все русло старицы Ветлуги, которая во времена предприимчивой бабы была судоходной, и по ней часто сплавлялись караваны судов богатых купцов. На них-то атаманша и охотилась, и оставила по себе такую народную память, что ее вот уже сколько столетий нет, а гору все зовут Бабьей. Литературные занятия на Бабьей Горе. И первозданная тишина! В этой тишине хочется попросить себе, как сказала юная талантливая Настя Бездетная, политического убежища. Ее поправили: поэтического убежища. Так и вышло. "…Срастаюсь с небом, с крышей, с этим домом" Это строчка из стихов Насти Бездетной, участницы уже пятой по счету экспедиции "Светлояр русской словесности", которая продолжалась с 1 по 4 июля 2019 года. Слова, сказанные совершенно о другом, очень точно описывают и наше четырехдневное приключение. Мы, действительно, срослись с небом, ветром и уютным гостевым домом, нашей общей крышей. В творческом походе приняли участие учащиеся Светлоярской студии Таисия Померанцева, Лиза Горячкина, Анастасия Бездетная, Максим Кулаков, Сергей Скуратовский, Роман Шишков, Анна Сеничева, Дмитрий Дергалов. Был еще вольнослушатель Максим Елисеев, который не привез на обсуждение собственные тексты, но внимательно слушал занятия с другими, и Анастасия Абрамова – бард, исполнитель подгитарных песен на стихи "светлоярцев". Взрослый цех составляли бессменный руководитель проекта "Светлояр русской словесности" Марина Кулакова и члены постоянно действующего совета экспертов Юлия Шишкова (главный библиограф Центральной городской детской библиотеки им. Горького) и Дмитрий Померанцев (журналист, литературный обозреватель ряда изданий). Еще один постоянный эксперт, учитель русского языка и литературы высшей категории Ирина Семенова, не смогла в этом году поехать в Троицкое из-за выпускных – очень расстраивалась и переживала и напутствовала нас, приглашенных экспертов, поработать с ребятами "за себя и за того парня". Литературные занятия в гостевом доме. Одним из специальных гостей был писатель Андрей Рубанов, лауреат премии "Нацбест" 2019 года. Второй день экспедиции был полностью отведен разбору его романа "Финист – ясный сокол", за которую прозаик получил престижную награду. Так в "Светлояре русской словесности" и работают: разбирают знаковые новые произведения текущей литературы параллельно с творчеством молодых авторов. Проблема юношеского "нечтения" в этой студии решается легко и непринужденно. Ребята восходят к вершинам современной литературы, и не зря руководитель Марина Кулакова шутит, что они занимаются литературным альпинизмом. В этой шутке только доля шутки. Метафора альпинизма неразрывно связана с понятием дружбы, взаимопомощи и взаимовыручки. Этого у "светлоярцев" не отнять. Андрей Рубанов на Бабьей Горе. Недаром, подводя итоги нынешней экспедиции, все молодые путешественники разными словами сказали одно и то же: как им радостно находиться в среде себе подобных, где всегда услышат тебя, потому что вы говорите на одном поэтическом языке, поймут, поддержат. – Для меня общение со Светлояром – это погружение в среду "свой среди своих", очень ценное совпадение моего внутреннего радиуса, – сказала Анна Сеничева. Анна постарше других студийцев, молодая мама, но общались они все на равных и делом доказывали понятие"свой среди своих". Достались теплые слова и руководителям и экспертам проекта. – Мне повезло найти здесь наставника Марину Кулакову, которая сочетает в себе мягкий подход и честность, а это очень важно для начинающих поэтов и писателей, - отметила Настя Бездетная. Интересно, что в этой студии от "критиков" ждут не комплиментов, а честности и строгости. Наверное, потому у юных авторов такой высокий уровень письма, который не без приятного удивления отметил второй специальный гость "Светлояра русской словесности" – ваша покорная слуга, прочитавшая с десяток подборок и устроившая их критический разбор. Вы не поверите, но ребята, в свою очередь, удивились моей мягкости!.. Они буквально жаждали упора на свои недостатки, чтобы их искоренить. Со студентом Литературного института Романом Шишковым (который сказал, что занятия в "Светлояре" и определили выбор вуза) мы концептуально поспорили о преимуществах "конкретной" и "абстрактной" поэзии. О том же самом все "нулевые" годы спорили литературные журналы "Арион" и "Воздух", и с тем же успехом: истину не установили, но литературный процесс десятилетия одухотворили. Обсуждение с критиком. Еще для "светлоярцев" характерно мощное гуманистическое начало в стихах. Они не замыкаются на собственном внутреннем мире, а видят мир вокруг себя во всем его многообразии, а в нем тех, кому плохо или страшно. Стихотворение Насти Бездетной про дом и крышу адресовано, не пугайтесь, самоубийцам – поэтессе хочется их остановить, переубедить, и она мучительно ищет лучший способ. Другое стихотворение у нее посвящено пропавшим без вести девушкам. Сергей Скуратовский поднял тему одиночества человека, которое не скрашивают ни праздники, ни общение в сети. А 14-летняя Тая Померанцева начала писать сразу два рассказа о непонятных взрослыми детях. Такое впечатление, что в соприкосновении с хорошей русской литературой эти ребята взрослеют раньше своих сверстников. Обучающее пространство Как рассказала Марина Кулакова, ее проект "Светлояр русской словесности" сложился в 2014 году. Емкая характеристика "обучающее пространство" включает в себя систему занятий, творческих встреч, выступлений и событий. В 2014 году студийцы впервые прошли по светлоярскому маршруту вместе с приглашенным мастером Захаром Прилепиным. Тогда у Прилепина только что вышел роман "Обитель". Естественно, он стал темой экспедиции, а также Захар оценивал творчество тех ребят, с кого "Светлояр…" начинался. За эти пять лет через обучающее пространство прошли десятки ребят. Кто-то "отсеялся", но основной костяк сохранился. Захар поддерживает проект Марины Кулаковой с его основания до сегодняшнего дня. Именно для "Светлояра" он провел одну из первых презентаций своей книги "Непохожие поэты. Трагедии и судьбы большевистской эпохи: Анатолий Мариенгоф. Борис Корнилов. Владимир Луговской" – на встрече с писателем был аншлаг. В этом году благодаря письму Прилепина от имени Народного фронта нижегородское телевидение сделало развернутый сюжет про отправку экспедиции. Перед отправкой экспедиции. В первые два года на проект приезжала также журналист "Радио России" Ксения Липанова. Стихи, что она записывала за три дня в этом информационном пространстве, потом целый год звучали небольшими блоками в эфире. В общем, свет не без добрых людей – постоянно находятся сочувствующие и помогающие граждане. Это очень ценно для Марины Кулаковой, которая ведет проект на голом энтузиазме. Она каждый год подает его на гранты различных уровней. Пока "не срослось". Но Марина не теряет надежды. В "Светлояре" занимаются литературно одарённые подростки и молодёжь от 12-13 лет до 30. Есть детский и молодежный круги. Маршрут для младших школьников назывался "Литературные первоцветы", в нем экспедицию сопровождал детский писатель Станислав Востоков, знаток животного мира. В рамках проекта развивалось несколько подпроектов. Например, "Космос русского языка" – система литературных выступлений и бесед в нижегородском планетарии, приуроченных к природным циклам: дням весеннего и осеннего равноденствия и зимнего и летнего солнцестояния. Он продолжался весь 2015 год – Год литературы. В гостях у "Светлояра" в планетарии были детский писатель Анатолий Ким, автор культовых повестей 1980-х годов "Белка", "Отец Лес", и поэтесса Лилия Газизова из Казани. А сейчас идет освоение цикла "Русский характер". В его рамках Марина планирует пройти с ребятами творчество Алексея Иванова, Евгения Водолазкина, Павла Басинского и других современных авторов, пишущих о русском человеке на хорошем русском языке. Знакомство с Андреем Рубановым, оставившее неизгладимое впечатление, было одной из вех этого проекта. "Авторский час" Андрея Рубанова. В числе экспертов в экспедицию на Светлояр ходили известные поэты Виктор Куллэ и Марина Кудимова. В рамках проекта в одной из нижегородских библиотек выступали поэт и переводчик Григорий Кружков и писатели Алексей Варламов, Алексей Иванов. Также Марина привлекала нижегородских филологов, преподавателей и ученых – Диану Кобленкову, Валерию Белоногову, Елену Маринову, Наталью Ершову, географа Елену Ткач. Марина Кулакова. Можно очень долго расписывать прелести проекта "Светлояр русской словесности" и энтузиазм подвижников. Но мне хочется сказать в заключение о том, что литературные занятия, особенно с молодежной аудиторией, - не такое легкое дело, как кто-то, возможно, думает. Марина Кулакова не собирается бросать свое благородное занятие. У нее просто нет на это морального права. Каждый год приходя к озеру Светлояр, она черпает силы у волшебного озера. Но насколько Марине и ее команде было бы легче, если бы помощь оказывали не только китежградцы и не только моральную, а банально финансовую – немногие знают, чего стоит хрупкой женщине организация каждой экспедиции!.. Может быть, мою статью прочтут те, кому под силу взять проект "под крыло"?..

Озеро Светлояр как кузница кадров для великой русской литературы
© Ревизор.ru