Выставки недели: выбор «Артгида». Июль 2019
Библиотека (до 4 августа 2019) Галерея «Триумф» Рождение жанра книги художника традиционно связывают с именем Амбруаза Воллара — галериста и торговца искусством, который принял революционное решение соединить графику своих друзей-художников с литературными произведениями. С тех пор формат претерпел множество изменений. Проект в галерее «Триумф» рассказывает, как современные художники экспериментируют с новыми формами и техниками. На выставке можно увидеть графический роман Uno Moralez, альбом Таисии Коротковой и книги Хаима Сокола, Антона Тотибадзе и Павла Пепперштейна. В какой-то мере они наследуют традиции искусства XX века, но в то же время радикально пересматривают понимание книги как художественного объекта. Павел Киселев отождествляет книжные станицы с фасадами домов, Валерий Чтак перекодирует буквы алфавита, а Елизавета Федермессер конструирует текст повествования из видов города. [Подробнее] Гостиница Исеть. 3-я Уральская биеннале. Фото: Петр Захаров. Courtesy Галерея на Шаболовке Табу: Территория Авангарда. Большой Урал (до 18 августа 2019) Галерея «На Шаболовке» Для некоторых городов Урала наследие авангарда — единственное, что осталось у них после смены технологического уклада и закрытия градообразующих заводов. Сегодня оно воспринимается скорее как двигатель туризма. Именно эта ситуация осмысляется на выставке в галерее «На Шаболовке». Впервые она была показала в рамках IV Уральской индустриальной биеннале современного искусства в 2017 году, а теперь добралась до Москвы. Здесь архитектура Свердловска, Магнитогорска, Челябинска, Перми и Нижнего Тагила представлена в контексте социального опыта эпохи. Кураторы предлагают зрителю выбрать между тремя стратегиями прочтения наследия авангарда: отвержение, изучение и любование. [Подробнее] Неизвестный художник. Портрет неизвестной дамы в голубом платье с кружевным воротником и в красной шляпе. Первая половина XIX века. Courtesy Музей Москвы Косморама XVIII (до 25 августа 2019) Музей Москвы Выставка заимствует название у повести Владимира Одоевского, блестящего философа, ученого, мистика и литератора XIX века. Куратор Сергей Хачатуров предлагает зрителю выработать новый взгляд на историю — возможно, такой же сновидческий, каким обладал герой этой повести. Для этого сценограф Степан Лукьянов и арт-группа «Север 7» реконструировали кабинет писателя, а телеведущий Артем Королев подготовил кулинарное шоу с рецептами алхимической кухни Одоевского. Вторым героем, вокруг личности которого выстроена экспозиция, стал генерал-губернатор Москвы Михаил Волконский. Чтобы рассказать о нем, художник Владимир Карташов реконструировал площадь Москвы 1770-х, а артисты Мастерской Брусникина подготовили выступление по поэме Андрея Родионова. Также утопические проекты Москвы XVIII столетия представляют Егор Кошелев, Леонид Цхэ и Филипп Шейн. [Подробнее] Александр Голынский. Политаль. 2019. Изолента. Courtesy pop/off/art Александр Голынский. Политаль (до 18 августа 2019) Галерея pop/off/art Александр Голынский, выпускник Института «База» и «Свободных мастерских», использует в своих работах подручные материалы. Строительный уплотнитель, проволока, клейкая лента и другие предметы, на которые мало кто обращает внимание, наполняются в его практике новым содержание. Ему интересна поэтика простых вещей и заложенный в них художественный потенциал. Неологизм «политаль», вынесенный в заглавие выставки, образован из приставки «поли», обозначающей множественность, и части слова «деталь». Голынский таким образом хотел проиллюстрировать свой метод работы — разделение и слияние мельчайших частиц речи, форм и идей. [Подробнее] Эдвард Мунк. Брошь. Эва Мудоччи. 1903. Литография. Музей Мунка (Осло, Норвегия) Эдвадр Мунк (до 14 июля 2019) Государственная Третьяковская галерея Последний шанс увидеть выставку Мунка в Третьяковской галерее. Тем более, работы художника, большая часть которых хранится в музее в Осло, не так уж часто путешествуют. В Третьяковке показывают одну из ранних версий «Крика», выполненную пастелью. Мотив внезапно нахлынувшего отчаяния, которым пронизана работа, был очень близок Мунку. Он долгие годы страдал от депрессии и параноидальных состояний. Художник впервые громко заявил о себе в 1886 году картиной «Больная девочка», в которой он воспроизвел образ умершей сестры. Далее тема страха, смерти и болезней будет регулярно появляться в его творчестве. На выставке в Москве показывают около 70 живописных и 30 графических работ, а одна из глав посвящена влиянию романов Достоевского на Мунка. [Подробнее]