Фотографиска в Таллине: арт-центр по франшизе

Фотографиска в Таллине — это не филиал уже широко известной Фотографиски в Стокгольме, устроенной братьями Броман в 2010 году в здании бывшей таможни и получившей название музея. Это франшиза. В сентябре 2019 года друг за другом подобные центры откроются в Лондоне и Нью-Йорке, они будут точно так же работать три дня в неделю до 23:00, а со среды по субботу — до часа ночи. Таллин был включен в эту компанию — ее называют Fotografiska Family — последним, но успел открыться раньше других. Тут трудно не задуматься о том, что роль Фотографиски в таких городах, как Лондон или Стокгольм, имеющих давнюю, пусть и разную индустрию развлечений и богатую музейную историю, едва ли может быть такой же, как в Таллине. В Лондоне или Нью-Йорке новый выставочный центр подобного рода вряд ли принципиально изменит культурную карту города, даже если станет еще одним успешным тусовочным местом. Чтобы понять, может ли в Таллине быть иначе, стоит разобраться, что же такое Фотографиска, само название которой звучит для русского уха нежно и немного несерьезно, хотя означает просто фотографическое дело и все, что с ним связано. Сегодня Фотографиска — устойчивый бренд, и пусть в Стокгольме ее называют музеем (хотя там нет собственного музейного собрания), а в Таллине — центром, суть от этого не меняется: фактически это институции-близнецы. {gallery#396} Существует общая для всей «семьи» платформа Fotografiska for Life, созданная для проектов, использующих фотографию для «повышения осведомленности о социальных проблемах». Согласно этой декларации, Фотографиска показывает работы ведущих фотографов и фотожурналистов, побуждая свою аудиторию узнать о том, что волнует мир. Одновременно декларирует задачи нового музея реклама: «Стать местом, где встречаются искусство, хорошая еда, музыка, дизайн и открытое мышление». И примерно так все там и устроено. Таллинская Фотографиска расположилась в реконструированном и надстроенном заводском здании, которое еще называют Красным домом. Архитектурное бюро Salto, осуществившее этот проект, отнеслось к постройке со всей мыслимой деликатностью, хотя большие арочные окна-витрины внизу — явно новые. На первом этаже Фотографиски — кафе и конференц-зал, способный выполнять функции кинозала и лекционной аудитории, на крыше, в надстроенной части — панорамный ресторан с видом на Вышгород, между ними — два этажа выставок, рассчитанных на зрителей, более или менее посвященных в искусство и свободных от стереотипов. В будущем в таллинской Фотографиске планируется устраивать концерты, в программе центра возникнет образовательная составляющая, но главное, чем будут завлекать сюда посетителей, помимо атмосферы дизайнерского лофта, — искусство и еда. Или наоборот, еда и искусство, недаром на заставке сайта fotografiska.com красуется тарелка с блюдом, вышедшим из рук Пеэтера Пихеля — самого титулованного повара Эстонии, работавшего в ресторане Fulgurances в Париже, готовившего официальные ужины в год председательства Эстонии в Совете ЕС и, кстати, бывавшего на гастролях в Москве. {gallery#397} Еда — базовая ценность, искусство — культурная надстройка. Еда содержит или как минимум поддерживает искусство — ничего зазорного в этой идее нет. Таллин — продвинутый в отношении гастрономии и ресторанов город, Пихель — повар новой формации и акционер новой институции, вместе с предпринимательницами Маргит Аасмяэ и Маарье Лоорентс и фотографом (и креативным директором центра) Райном Таммом. Первые же выставки, которыми открылся центр, дают ясное представление о том, что будет показывать Фотографиска. Экспозиция начинается посмертной выставкой Анны-Стины Треумунд «Лилли, Реэд, Фрида, Сабине, Эха, Малле, Альфред, Рейн и Мари». Скончавшаяся в 2017-м в 35-летнем возрасте, Треумунд всю свою недолгую профессиональную жизнь снимала лесбиянок, одной из первых в Эстонии она коснулась этой темы публично и пыталась сделать ее видимой и значимой. В 2014 году, кстати, Треумунд участвовала в 4-й Московской международной биеннале молодого искусства. Анна-Стина Треумунд. Альфред. Из проекта «Лилли, Реэд, Фрида, Сабине, Эха, Малле, Альфред, Рейн и Мари». 2012. Черно-белая фотография. Courtesy fotografisca.com Еще один феминистский проект — «В роли» норвежской художницы Ани Ниеми, исследующий роль, навязанную женщине в современном обществе. Автор и сама присутствует на этих снимках и видео в роли хичкоковской блондинки. Аня Ниеми. Воображая себя ковбоем. 2018. Цветная фотография. Courtesy автор За классическую фотографию в первой экспозиции Фотографиски отвечает черно-белая серия «Далекая земля» Пентти Саммаллахти — пионера финской фотографии, снимающего пейзажи, иногда городские, но большей частью северную природу. И четвертая выставка — «Дань человечеству» Джимми Нельсона, британского фотографа, который в течение десятилетий документирует жизнь исчезающих племен Тихого океана и Крайнего Севера. Эта яркая ретроспектива, дополненная мобильным приложением, способным оживить героев снимков, — сама по себе аттракцион для посетителей. Но каждый из проектов открытия достоин быть представленным в любом крупном музее мира. В будущем таллинская Фотографиска собирается демонстрировать и выставки стокгольмского партнера, и проекты двух других (будущих) членов Fotografiska Family. С какой частотой и последовательностью этот обмен будет происходить, пока неясно, но известно, что проект Джимми Нельсона, впервые показанный в Эстонии, отсюда переедет в Стокгольм, а потом в Нью-Йорк. Джимми Нельсон. Кормораны Яншо. Китай, 2005. Courtesy автор Если таллинский центр планирует 15 выставок в год, то музей Fotografiska Stockholm за десять лет своего существования устроил более 190 выставок. Церемонию его открытия вела Анни Лейбовиц, там демонстрировались работы Дэвида Ла Шапеля, Рена Ханга, Хельмута Ньютона, Эллиота Эрвитта, Сары Мун, но одновременно проходили выставки молодых, еще не снискавших международной славы фотографов. Легко представить, как это функционирует в Стокгольме, где трудно кого-то удивить провокационной выставкой, где давно нет запретных тем, престиж современного искусства и фотографии высок, а уровень доходов населения позволяет не задумываться о том, сколько стоит билет на фотовыставку. Джеймс Нахтвей. Западный берег реки Иордан, Рамалла. 2000. © James Nachtwey Archive, Hood Museum of Art, Dartmouth. Фотография с выставки Нахтвея Memoria в музее Фотографиска в Стокгольме, 2019. Courtesy fotografiska.com В стокгольмской Фотографиске билет стоит 165 крон — более €15, чуть дороже билета, например, в Модерна Мусет, но в целом на уровне шведских цен. Рядом круизный терминал Viking Line — многие из тех, кто приехал провести выходные в Стокгольме, не проходят мимо музея. Из Фотографиски открывается идеальный вид на старый город, но все же он на другом берегу, и серьезных конкурентов за внимание туристов вокруг нет. Поскольку работает музей до ночи, предполагается, что приходят туда не просто выставки посмотреть, а время провести — отсюда внимание к ресторану и кафе, которые обеспечивают способность всего предприятия держаться на плаву. Ресторан и кафе с общей кухней — это не просто способ заработать: для музея это философия и стиль жизни. Идея «устойчивого наслаждения», на которой основывает свою концепцию Пол Свенссон, шеф ресторана в шведском музее, обеспечила заведению множество международных наград, включая статус лучшего музейного ресторана — Leading Culture Destination Awards. Это место, куда стремятся попасть и не всегда удается. Идея не только вкусового, но эстетического удовольствия от поглощения пищи, осознание гастрономии как прикладного, но все же искусства, и не только на родине высокой кухни, но и на окраинах Европы все больше завоевывает мир. Причем, это не haute cuisine в полном смысле, скорее наоборот — по-настоящему интересная, небанальная но одновременно аскетичная, даже минималистичная кухня. И Скандинавия в последние лет 10–15 движется в этом направлении быстрее других. В моде рестораны, использующие локальные продукты, — и шеф таллинской Фотографиски здесь тоже в тренде. Бранч в ресторане Фотографиски в Таллине. Courtesy fotografisca.com Руководствуясь принципом lehest juureni, ninast sabani — «от листа до корня, от носа до хвоста», Пеэтер Пихель построил кухню на почти безотходном использовании продуктов. Принцип экологичности заложен и в дизайн-концепции — фартуки официантов сделаны из переработанных одеял, цветочные ящики — из старого кровельного железа с церковной крыши. Но прежде всего то, что делает Пихель, — действительно необычно и вкусно, это вариант точно не хуже стокгольмского, однако станет ли ресторан креативного шефа Пихеля так же востребован, как заведение Свенссона, — большой вопрос. Этот вопрос возникает хотя бы потому, что размеры ресторанов примерно одинаковы, цены сопоставимы, а живет в Стокгольме вдвое больше людей, не говоря о туристах и уровне жизни. При этом и в Стокгольме, и в Таллине в кафе при Фотографиске можно зайти, только заплатив за вход в музей, а подняться в ресторан — только забронировав заранее столик. Важно еще отметить, что в Стокгольме Фотографиска — единственный музей фотографии, а в Таллине и музеем, возможно, Фотографиску не назвали, потому что Музей фотографии там уже есть — рядом с ратушей, в помещении бывшей тюрьмы: трогательный музей, рассказывающий об истории фотографии, со старинными камерами в витринах и работами первых эстонских фотографов. Хотя там бывают и современные выставки. Разумеется, старый и скромный музей не может составить конкуренцию модной Фотографиске, но в Таллине и культурная среда в целом совсем иная, нежели в Стокгольме. В Таллине существует Музей современного искусства Эстонии (EKKM) — работающий на средства эстонского Министерства культуры и эстонского Фонда художественных инициатив, он не требует платы за вход. Правда, и открыт не всегда. Тогда как Фотографиска работает без выходных. Билет в таллинскую Фотографиску стоит €14 (льготный — €10), и это, пожалуй, единственное ее формальное отличие от стокгольмской. Для Эстонии это дорого. Основатели музея упирают на удобные часы работы — у людей занятых обычно нет возможности ходить по музеям, а сюда можно прийти в конце рабочего дня. Поужинать, посмотреть искусство, выпить, и все это — не выходя из музея, настоящий all inclusive. Квартал Теллискиви в Таллине. Источник: www.visitestonia.com Рассчитывая на успех центра, его акционеры исходят и из популярности «творческого городка» Теллискиви, где он расположен. Этот хипстерский квартал — давно и удачно реконструированная промзона. Здесь располагался крупнейший в Советском Союзе Таллинский электротехнический завод им. М.И. Калинина, преобразованный, в свою очередь, из Главных железнодорожных мастерских Балтийской железной дороги (открыты в 1870 году). Находится за железнодорожным вокзалом: до Вышгорода — минут 15 пешком, до площади Свободы — 25. Считается самым большим в Эстонии творческим кластером. Здесь новые театры — Vaba Lava («Свободная сцена») и Sõltumatu Tantsu Lava («Независимая хореографическая сцена»), галереи, дизайнерские магазины и магазины экопродуктов, бары и харчевни, стрит-арт и стрит-фуд. Даже в будни днем народ в Теллискиви есть, так что для Фотографиски выбрано хорошее место. Это с одной стороны, а с другой — в Теллискиви редко встретишь людей старше сорока и редко увидишь туристов. И «русской улицы» здесь нет, если понимать под этим эвфемизмом тех, для кого русский язык остается единственным удобным языком общения. Русскую речь в Теллискиви можно услышать чаще из уст приехавших на выходные питерцев или, например, российских программистов, которых теперь активно вербуют для работы в Эстонии. А кого тут совсем не видно, как и в большинстве таллинских музеев, так это туристов из Азии. При этом в Таллине они есть, и очень заметны, но все толкутся на крохотной территории Вышгорода, ограничиваясь теми же достопримечательностями, что и советские граждане сорок лет назад. Пока ситуацию с туристами не удастся переломить, главными посетителями Фотографиски должны стать местные жители, для которых (в этом признаются все таллинцы) важно, чтобы музей был «в центре» — в самом центре. Поэтому, возможно, и в расположенном на отшибе музее KUMU — главном художественном музее Таллина и вообще всей Эстонии, с его великолепной архитектурой, отличными выставками и билетами по €8 — в будни на всех этажах вы едва ли встретите больше десяти человек. Строящийся квартал Ноблесснер в Таллине. Источник: www.kai.center Может быть, такое положение вещей изменится благодаря созданию новых культурных кластеров, способных постепенно сместить центр притяжения горожан в другие районы. Такие, например, как Ноблесснер, где в советское время был завод по производству подводных лодок, а еще раньше — верфь, основанная в 1912-м владельцем машиностроительной компании Артуром Лесснером и Эммануилом Нобелем, племянником филантропа и учредителя Нобелевской премии Альфреда Нобеля. Это недалеко от Теллискиви и минутах в пятнадцати на автомобиле от туристического центра. Сегодня Ноблесснер, когда-то являвшийся территорией закрытого предприятия, застроен современной минималистичной архитектурой — дорогим жильем и офисными центрами, но бывшие цеха частично приспособлены для культурной функции. В сентябре 2019 года здесь откроются два важных места: Центр современного искусства Kai и Фабрика изобретений PROTO. Фабрика изобретений PROTO в Таллине. Визуализация проекта. Источник www.prototehas.ee PROTO — это музей изобретений, рассказывающий об их истории и демонстрирующий их возможности, некий условный политехнический музей, усиленный виртуальной реальностью и прочими аттракционами, что явно должно быть коммерчески выгодно. Что касается Kai (в переводе с эстонского — «причал»), то он разместится в огромном бывшем цехе с ажурными фермами на потолке, в гавани на берегу моря, где обещают устроить стоянку для яхт и катеров. И до реставрации — деликатной и к настоящему моменту почти завершенной — здесь устраивались концерты академической музыки, благо акустика позволяет. В будущем Kai и PROTO, вместе с уже существующим рядом Морским музеем, должны сформировать у жителей Таллина устойчивое представление о том, как может выглядеть современный музей. В этом контексте Фотографиска, несомненно, обретет подобающее ей место.

Фотографиска в Таллине: арт-центр по франшизе
© АртГид