Войти в почту

Аномальное лето-2019: Петеребург ушел под воду

Петербург в минувший вторник ушел под воду. В прямом смысле слова. Получасовой – всего-то! – ливень обрушился на северный и северо-западные его районы. Магистрали почти мгновенно превратились в глубоководные реки, несущиеся с огромной скоростью и сметающие на пути все, что им попадается, даже легковые автомобили. Водители, кто не поверил в серьезность ситуации и пытался проехать сквозь мутные потоки, больше пары-другой метров одолеть не могли и в течение нескольких часов ждали затем помощь, сидя в своих подтопленных авто. Пешеходам, рискнувшим переходить улицы, вода доходила до колен, а кому-то и до пояса. Затопленными оказались многие подвалы, первые этажи магазинов, пешеходный переход у железнодорожной станции «Удельная». Затопило и один из входов на станции метро «Девяткино», что в новостройках Кудрово, на границе города и Ленобласти, его пришлось закрыть. Дождевой фонтан хлестал из кафельных плит на станции «Беговая», открытой лишь в прошлом году к чемпионату мира по футболу. Питерские острословы тут же выдали новую шутку о «единственном в мире аквапарке с входным билетом за 45 рублей» (цена метро-жетона у нас). Недоступными оказались для горожан и автобусы, они не могли подъехать к остановкам, не разглядеть было поребрика. Притормаживали метрах в пяти от тротуара, но добраться и подняться в салон пассажиры не могли из-за бурлящих волн. Об этом корреспонденту «СП» рассказал очевидец и коллега Михаил Конов. Когда начался дождь, он ехал по проспекту Энгельса, это микрорайон Гражданки, северное направление. - В какой-то момент стало темно – среди бела дня! Несколько тяжелых капель ударили в окна, - говорит Михаил. – И почти сразу вслед за этим – ливень. Сплошной стеной, как в тропиках. «СП»: Ты, наверное, сразу припарковался? - Так быстро все закрутилось, что о парковке и подумать не успел. Продолжал ехать, правда, медленно. А в какой-то момент просто поплыл. Признаться, испугался. Управлять авто в такой ситуации невозможно. Но обошлось, «выплыл» на мель и остановился. Хотел было выйти, разведать ситуацию, но нога по щиколотку оказалась в воде. Кстати, вода оказалась теплой. Разгул стихии был недолгим. Продолжался где двадцать, где тридцать минут. Но последствия его оказались плачевны. Помимо поврежденного водой транспорта, травмы различной степени получили с десяток человек – спасательные службы явно запоздали к местам ЧП. Повреждены торговые палатки, оказавшиеся в эпицентре события. Есть поваленные деревья. Те, что выстояли, «украшают» теперь автомобильные номера, смытые с машин потоками настоящего селя – ил, грязь и камни несла вода по городским магистралям. - Вот тебе и «чистый город», - возмущается пенсионер, градозащитник Геннадий Кравченко, не один год он ратует за возвращение Петербургу звания «зеленой столицы России». – Убирают город плохо. Застраивают бездумно. В новостройках деревьев почти нет. А ведь они наши «легкие». И при обильных дождях в них спасение, это же аксиома! Позже стало известно, что получасовой июльский дождь обрушил на Северную столицу 27 миллиметров осадков. Для сравнения: среднемесячная их норма в нашем городе - около 55 мм. Это уже второе подобное ЧП в Петербурге в нынешнем июле. Недели не прошло, как уже заливало северные районы – Выборгский и частично Калининский. На этот раз к ним добавился ещё и Приморский, «соседствующий» с Финским заливом. Как раз над ним формировалась огромная черная туча, разразившаяся затем тропическим ливнем. По данным синоптиков, за неполных семь дней на город с небес вылился годовой запас воды. Можно ещё долго рассказывать о перипетиях «мокрого вторника». Он запомнится надолго. Сами горожане, возможно, отнеслись бы к очередному климатическому катаклизму без особых так сказать треволнений. У природы ведь, как известно, нет плохой погоды. Если бы не оказались заложниками вечной российской беды – чиновничьей нерасторопности, граничащей с равнодушием. Ведь в том, что Петербург «поплыл», сам ливень если и виноват, то разве что самую малость. Да, нынешняя ситуация оказалась в какой-то степени нештатной. Превышение по сравнение с нормой почти двукратное. Но почему это стало неприятным сюрпризом для специалистов городских служб? Разве дожди как таковые в нашем городе не обычное дело? Без них Петра творенье и не представить. Кстати, как раз с петровских времен на берегах Невы начали возводить всевозможные заградительные сооружения. А во второй половине ХХ-го века власть активно взялась за оборудование системы ливневой канализации, проходящей через весь город. Помнится, несколько лет назад журналистов даже приглашали на экскурсию «в подземный город». Желающих набралось немного, удовольствие заглядывать в люки не особо приятное. Тем, кто пришел, заглядывать, впрочем, и не пришлось, удовлетворились устными пояснениями специалистов. Они пообещали тогда «масштабную реконструкцию всех канализационных сетей города». Было это времена губернаторства Валентины Матвиенко. Ливни и при ней случались знатные. И позже, при её сменщике Георгии Полтавченко. И тогда «тонули» городские магистрали. Но ничего, похоже, так и не было сделано для того, чтобы защитить мегаполис от фактически рукотворных наводнений. Иначе как могло случиться, что вода часами не уходила с улиц? Почему специализированные колодцы не в состоянии «переварить» потоки, позволяя им «прятаться» в многочисленные заглубления на проезжей части, под зданиями, мостами? По словам Сергея Важного, начальника службы оперативного управления филиала ГУП «Волоканал», ставшего в минувший вторник главным спикером от власти для журналистов, искусственных засоров в канализациях не обнаружено. Вода должна была беспрепятственно уходить в коллекторы. Но не уходила. Почему? - Трубы ливневой канализации проложены у нас в основном ещё в 1970/80-е годы, и их диаметр на такой поток воды, какой вылился сегодня, не рассчитан, - объясняет он. – Их пиковая нагрузка - 7,2 миллиметра осадков, а не 20 с лишним, как сейчас. Проще говоря, гидравлическая нагрузка изменилась, а труба осталась старая. В теории мы могли бы прокладывать такие трубы, чтобы принимали любой дождь, но для этого нужно менять ГОСТы со СНиПами. К тому же, изменился городской ландшафт. Сорок лет назад здесь хватало зеленых зон с гравийным покрытием. Теперь на смену ему пришел асфальт с чуть ли не нулевым коэффициентом впитывания. «СП»: На севере города ушли под воду преимущественно кварталы современной застройки. Разве нельзя было, давая разрешение застройщикам, предусмотреть одновременно и обновление канализационных сетей, как это давно делается в цивилизованных странах? - Не ко мне, извините, вопрос. В ответ на него могу сказать одно: масштабная перекладка сети финансово слишком затратная. К тому же, чисто технологически работа занимает немало времени. Что может привести к транспортному коллапсу в районе. С. Важному вторит другой начальник - Константин Котвицкий из комитета по энергетике и инженерному обеспечению городской администрации. – Необходимы большие финансовые вложения. Что требует предварительной тщательной подготовки всех работ. Но сначала, мне кажется, нам нужно понять, как могут «выстрелить» облака, в каком конкретно месте. Мы этого пока не понимаем. Не понимают этого, похоже, и синоптики. После проливных дождей недельной давности в Гидрометцетре Северной столицы заверили, что «подобного больше не будет». И вот опять… Явно запоздал с ценными указаниями также врио губернатора Александр Беглов. Утром вторника на заседании правительства он взялся разбирать ситуацию с предыдущим потопом. Выборгский район в это время уже начало заливать. Только ближе вечеру пресс-служба «Водоканала» сообщила об устранении последствий очередного буйства стихии в городе. «На данный момент циклон, который возник на севере, с легким уклоном на восток, прошел через центр к южным районам... Бригады ГУП «Водоканала» устранили последствия ливня на севере города. На «горячую линию» предприятия поступило 242 заявки на подтопление. Сейчас специалисты предприятия отрабатывают последние адреса». Дождь в это время начался на юго-западе Питера… Новости России: На Камчатке медведь растерзал золотодобытчика

Аномальное лето-2019: Петеребург ушел под воду
© Свободная пресса