Войти в почту

Чем курянам грозят прямые договоры с ресурсниками

Управляющие компании спешат избавиться от ответственности за качество коммунальных услуг и сверхнормативов по ОДН В редакцию активно стали поступать звонки жителей Курска по вопросу перехода на прямые договоры с поставщиками коммунальных услуг. Управляющие компании региона настойчиво предлагают жителям принять на общих собраниях собственников вопрос о заключении прямых договоров между жильцами и ресурсоснабжающими организациями. Что за кот в мешке, разбирался наш корреспондент. Кто крайний? Куряне уже много лет платят коммунальные платежи за воду, отопление и электроэнергию напрямую ресурсникам. Несмотря на то, что поставщики сами печатают квитанции, принимают показания приборов учёта и платежи, исполнителем коммунальных услуг перед собственниками остаются управляющие компании. Они работают по принципу «единого окна» – все жалобы жильцов по холодным батареям, не слишком горячей воде и прочим коммунальным трудностям принимает диспетчер «управляйки». И, согласно Правилам об оказании коммунальных услуг №354, принятых постановлением правительства РФ, непосредственно компании составляют акты и решают все вопросы. Вне зависимости от того, надлежащая ли подача отопления на дом с магистрали, или проблема во внутридомовых сетях (сгнили трубы). Для жителей крайний – именно управляющая компания, со всеми жалобами они обращаются в своё ЖЭУ. В 2018 году в Жилищный кодекс (ст. 157.2) были внесены дополнения, которыми установлена новая форма правоотношений между жителями и поставщиками – прямые договоры (не путать с прямыми расчётами, которые действуют сейчас). В данном случае поставщик не просто выставляет платёжки, он ещё и становится крайним – полностью отвечает перед собственником за качество коммунальных услуг. «Управляйка» же от коммуналки вообще отстраняется и остаётся ответственной лишь за содержание общедомового имущества – подъезды, подвалы, крыши. Переход на прямые договоры очень прост. Достаточно вставить этот вопрос в повестку дня, проголосовать простым большинством, и дом считается перешедшим на прямые договоры. И как указано в законе, даже не требуется заключать письменное соглашение с каждым собственником, за основу принимается стандартный договор с поставщиком, который размещён у него на сайте. Как будет в реальности? Допустим, у жителя холодная батарея. При прямых договорах собственник обращается в диспетчерскую или офис ресурсоснабжающей организации (в нашем случае – в ПАО «Квадра»), а те уже обязаны разобраться, почему в конкретном доме в конкретной квартире холодная батарея. Представитель поставщика обязан будет выехать на место, составить акт и определить причину – или в подвале трубы неважные, или теплоноситель некачественный… Уже несложно представить, как ресурсники, которые осуществляют поставку в тысячи домов, будут следить за качеством коммунальных услуг по конкретному адресу. Порой слесаря жилконторы часами ожидаешь, а от монополиста-ресурсника ждать каких-то активных действий придётся ещё дольше. Зато такая схема выгодна управляющим компаниям. С них полностью снимается груз ответственности, а доказать их причастность к холодным батареям будет весьма проблематично. Для этого надо обследовать весь подвал, «прощупать» все трубы и составить акт. Жители же в поисках правды начнут обивать пороги офисов ресурсников и вместо «единого окна» будут обращаться минимум в четыре разные организации. Житель платит сполна Ещё одно новшество связано с так называемыми сверхнормативными ОДН – потребление электроэнергии на общедомовые нужды (подъезды, подвалы, лифты) сверх установленного норматива. Норма закона была принята несколько лет назад, о ней мы уже писали. Сейчас жители платят ОДН до определённого значения (норматива), установленного администрацией Курской области. Всё, что нагорело выше, оплачивает управляющая компания. Её обязанность – снизить энергопотребление. Но до сих пор излишки потребления на общее имущество жителей не касались. «Управляйки», которые по закону обязаны были платить эти излишки, сами договаривались с поставщиками, жителей не трогали. Однако в законе есть уловка – если собственники примут решение, что излишки они берут на себя, то энергосбытовая компания будет выставлять им ОДН по полной, без каких-либо ограничений. Жители же, в массе своей несведущие в тонкостях законодательства, могут, не глядя, на общем собрании подписать такое решение, тем самым обрекая себя на дополнительные траты и трудности. Поэтому специалисты рекомендуют – прежде чем подписываться под протоколом собрания, внимательно изучите повестку дня. Вполне возможно, что среди действительно важных вопросов найдётся несколько, которые явно не в пользу жителя, а в пользу «управляйки», которая хочет избавиться от лишнего бремени ответственности. Виктор Некрасов Комментарий в тему Заместитель начальника государственной жилищной инспекции Курской области Семён Орехов: – С апреля 2018 года жители многоквартирных домов получили право перехода на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями. Решение об этом может быть принято на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома в порядке, установленном ст. 44, ст. 46 ЖК РФ. Его могут также инициировать сами поставщики коммунальных услуг при условии, если управляющая компания дома накопила задолженность, признанную ей или подтверждённую вступившим в законную силу судебным актом, равную или превышающую две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору на оказание услуг, независимо от факта последующей оплаты данной задолженности (ч. 2 ст. 157.2 ЖК РФ).

Чем курянам грозят прямые договоры с ресурсниками
© Курские известия