Ещё

Социальная нагрузка — кость в горле бизнеса? 

Социальная нагрузка — кость в горле бизнеса?
Фото: Уралинформбюро
Строительство социальных объектов — головная боль для муниципальных и региональных властей. В советское время за эту сферу отвечало государство. Парадоксально, но сегодня многие регионы сталкиваются с дефицитом бюджетных средств для обустройства жизненно важных объектов. Подпиткой из госказны эту «дыру» можно закрыть лишь отчасти, причем любой губернатор знает, каких трудов стоит выпросить у  деньги на новую школу, детский сад, больницу.
Альтернативный вариант решения проблемы — модель государственно-частного партнерства (ГЧП). Во многих сферах (например, в ЖКХ) она давно и успешно внедряется. Но возможно ли использовать ее там, где инвестору не светит прямая выгода от вложений? Ответ на этот вопрос попытались найти участники круглого стола «Государственно-частное партнерство: новые горизонты для бизнеса и общества», состоявшегося 8 июля на одной из площадок международной выставки ИННОПРОМ.
На первый взгляд, ситуация не выглядит так уж плачевно.
По словам министра инвестиций и развития Свердловской области Виктории Казаковой, на Среднем Урале реализуется 54 проекта по модели государственно-частного партнерства в самых разных отраслях (ЖКХ, социальная сфера, транспорт, благоустройство) на общую сумму 23 миллиарда рублей.
Свежий пример — соглашение между и  по строительству общежития для Верхнесалдинского авиаметаллургического техникума, подписанное 8 июля на полях ИННОПРОМа. Затраты на реализацию этого проекта составят порядка 200 миллионов рублей. Предполагается, что здание будет возведено под ключ исключительно на средства корпорации.
Губернатор и гендиректор «ВСМПО-Ависма»
"Мы готовы рассматривать любые формы ГЧП во всех сферах, если будет достигнут положительный социально-экономический эффект", — заявила министр, открывая круглый стол. При этом были озвучены и конкретные точки приложения, перспективные с точки зрения частных инвестиций — здравоохранение, образование, культура.
В сфере здравоохранения, кстати, также есть удачные примеры использования модели сотрудничества бизнеса и государства. Достаточно вспомнить концессионное соглашение по Екатеринбургскому центру «Микрохирургия глаза» — первое подобного рода в России. Оно подразумевает, что медучреждение на собственные средства проведет реконструкцию здания и закупит новое оборудование, при этом будет продолжать работу по программе государственных гарантий и расширит объем услуг по полисам ОМС.
Кроме того, на прошлом ИННОПРОМе было заключено четырехстороннее соглашение о создании в Екатеринбурге центра ядерной медицины полного цикла, специализацией которого станет ранняя и максимально точная диагностика онкозаболеваний. Проект заработает на базе действующего центра онкодиагностики «ПЭТ-Технолоджи». К проекту планировалось привлечь порядка 3 миллиардов рублей от частных инвесторов.
Часть оборудования для центра, кстати, уже закуплена — в частности, два уникальных ПЭТ/КТ-сканера, один из которых был презентован губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву в мае.
Чтобы подобных примеров стало больше, необходимо прописать на законодательном уровне льготы для инвестора, считает министр здравоохранения свердловской области .
Уникальный ПЭТ/КТ-сканер приобретен за счет частных инвестиций
Впрочем, вопрос льгот — не единственный камень преткновения, мешающий развивать модель ГЧП. По мнению вице-президента Центра стратегических разработок Натальи Труновой, множество препон таится на уровне законов, на первый взгляд, к ГЧП отношения не имеющих: например, в законодательстве об обязательном медстраховании, транспорте, объектах культурного наследия.
Внезапную «подножку» инвесторам могут поставить даже правила землепользования и застройки — точнее, прописанное там зонирование городских территорий. «Был у нас опыт, когда нужно было решать вопрос о создании пристроя к школе, но из-за невозможности раздела участка пришлось в этом проекте от ГЧП отказаться», — посетовала министр .
Реализации ГЧП может помещать множество факторов — например, несовершенство законодательной базы.
Казалось бы, идеальный вариант решения проблемы — подключить возможности застройщиков, возводящих жилье на новых территориях. Таким образом можно убить двух зайцев сразу: сэкономить бюджетные деньги и преодолеть дефицит школьных и детсадовских мест в районах новостроек.
Но дьявол, как водится, кроется в деталях. Например, в Екатеринбурге многие застройщики убеждены, что такое софинансирование с учетом ограничений, заложенных в 214 ФЗ о долевом строительстве, невозможно априори.
"Застройщик обязан тратить все приходящие средства только на строительство жилья. Нельзя набрать деньги с дольщиков и построить лучшую в мире школу — а с жильем чтобы остались те же самые проблемы. За этим строго будут следить надзорные органы и банки", — заявил в беседе с корреспондентом агентства представитель одной из екатеринбургских строительных компаний.
А вот в компании «Атомстройкомплекс», наоборот, считают вариант государственно-частного партнерства в строительстве школ и детских садов выгодным… самим застройщикам. Это при условии, что проект освоения территории изначально должен быть комплексным, считает участник круглого стола, заместитель директора компании .
Застройка жилого комплекса Nova Park предусматривает возведение социальных объектов в рамках модели ГЧП. Рендер: «Атомстройкомплекс»
"Основная трудность для ГЧП — вовремя сделать объекты социальной и транспортной инфраструктуры при застройке территории. Если мы жилой комплекс заканчиваем, то к нему уже должна быть дорога. Если предусмотрены проектом планировки садик и школа для жителей этого микрорайона — они тоже должны появляться не через 5-10 лет после сдачи дома, а к тому моменту, когда жители туда поедут. Мы видим проблему не в администрации города — она как раз всячески нам помогает — а в законодательстве о госзаказе. Оно, к сожалению, не подразумевает быстрое решение вопроса. Нужно сделать проектную документацию, пройти экспертизу, подать заявку на участие в программе. Это очень длинный путь, и он поэтапный. А вот через механизм ГЧП и концессии эти сроки можно сократить в два раза", — пояснил мысль Александр Копылов в беседе с «Уралинформбюро».
В данный момент «Атомстройкомплекс» планирует применить инструменты государственно-частного партнерства при реализации сразу двух проектов в Екатеринбурге: на улице Суходольской (ЖК «Nova Park») и на улице Дорожной (жилой комплекс «Весна»). В обоих случаях предполагается участие компании в возведении детских садов и школ, при этом в ЖК «Весна» АСК построит еще и автопроезд между улицами Вонсовского и Дорожной, который свяжет район Академический со Вторчерметом.
Евгений СУСОРОВ
Видео дня. В домах из-под крана полилась вода с червями
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео