«Джазовые музыканты должны побеждать в конкурентной борьбе». Интервью с Игорем Бутманом

Один из самых запоминающихся оупен-эйров лета — Международный фестиваль «Джазовые сезоны» отметил первый юбилей, собирав под открытым небом множество поклонников и ценителей джазовой музыки. Forbes Life пообщался с его создателем и идейным вдохновителем, художественным руководителем Московского джазового оркестра Игорем Бутманом. Чем отличается фестиваль этого года с музыкальной точки зрения от прошлых лет? «Jazzовые сезоны» объединяют не только знаменитых музыкантов, но и дают возможность показать себя молодым — они в этом году выступают на этой сцене наравне с ветеранами и легендами джаза. Пожалуй, самый яркий представитель «молодого джаза» — один из лучших трубачей современности — Кристиан Скотт и его команда. Среди легенд — выступал, например, американский органист и пианист Ларри Голдингс и его трио, совершенно уникальный коллектив: один из моих любимых барабанщиков Билл Стюарт и гитарист Питер Бернстайн, в которым я познакомился в Америке в 1991 году. Играли и корифеи отечественной сцены — мой учитель, выдающийся музыкант, один из лучших исполнителей мейнстрима Давид Голощекин, которому совсем недавно исполнилось 75 — он в великолепной форме. Можете рассказать о ваших любимых джазовых альбомах, что их объединяет? Сложно ограничиться пятью, но те первые музыкальные шедевры, которые я услышал, пожалуй, мои самые любимые. Это альбом саксофониста Джулиана «Кэннонболла» Эддерли, его концертная версия, записанная в Сан-Франциско. Во-вторых, запись, которую я услышал первый раз на пленке, потом она стала виниловым диском — великолепная композиция квинтета знаменитого советского джазового трубача Константина Носова и Геннадия Гольштейна «Время пришло» — Now the time 1988 года. Затем концертная версия альбома Тэда Джонса и Мэла Льюиса. И наконец, Coltrane Plays The Blues и пятый альбом — Kind of Blue Майлза Дэвиса. Я могу назвать 5 других альбомов, таких же значимых и важных для меня, например, я не назвал пластинку Херби Хэнкока, которого тоже обожаю, но это можно сравнить с выбором любимой симфонии Бетховена — невозможно сказать, какая из них предпочтительнее. Все эти альбомы объединяет невероятное мастерство, пронзительная глубина и энергетика. Для меня они эталон джаза, стилистики и исполнения. А неджазовые музыканты, близкие вам? Легенды рока — Deep Purple, из академических имен я бы выделил Анну Нетребко как вокалистку, безусловно, Лучано Паваротти, пианиста Дениса Мацуева и дирижера Валерия Гергиева, Михаила Плетнева, Максима Венгерова, вокалиста Стиви Уандера. Это люди, которыми я восхищаюсь, кого-то из них знаю лично. Сейчас музыка становится доступной на iTunes в Apple Music, на других платформах и сервисах, как это меняет музыкальную индустрию? В первую очередь это позволяет приобретать музыкальный контент на любой вкус быстро и легально. Посмотрите какое кол-во музыки представлено на этих платформах…просто мечта меломана. Одновременно с тем это и преимущества, и колоссальный вызов: все равно идет борьба за слушателя и я считаю, что джазовые музыканты должны участвовать в этой конкурентной борьбе и побеждать, доказывать, что наша музыка дает большее, чем просто запоминающийся мотив: идеи к размышлению, мысли к любви и познанию, что важно для созидающих и творческих людей. Принято считать, что российский джаз — довольно локальная история. Что сейчас происходит с джазом в России, какое у него будущее? В этом году исполняется 20 лет вашему коллективу — Московскому джазовому оркестру. Как поменялась аудитория и сами музыканты? Джаз как и академическая музыка не может что-то резко изменить внутри себя, поэтому каждое небольшое изменение происходит как революция. Аудитория значительно омолодилась, стала прогрессивней, появилось множество молодых музыкантов с огромным интересом и амбициями, возникли новые фестивали, джазовые клубы, джаз стал частью российской культуры. И я очень горжусь тем, что и мой энтузиазм и энергия тоже внесли свою лепту. И мы как раз работаем над тем, чтобы российский джаз стал бы равноправной частью международной аудитории — организуем международные площадки — например, устраиваем, например, Международный форум-фест Jazz Across Borders, приглашаем зарубежных, европейских, американских специалистов всех уровней, проводим шоу-кейсы для российских артистов, многие наши артисты после этих форумов получают приглашения за границу — в Японию, Америку, Китай, Канаду. Уровень нашего джаза — уже не локальный, а мировой. Поэтому мы и дальше всех вдохновляем на новые подвиги, потому что у нас есть выход на глобальный уровень, нас слушают, и мы доказываем это уровнем таких фестивалей как Jazzoвые сезоны. Джаз как род музыкального искусства мало связан с политикой. Если ли у музыки политическая задача? Я сегодня слушал интервью грузинской певицы Нино Катамадзе, она сказала, что неправильно полагать, что музыка — вне политики. Я думаю, что любое мнение имеет право быть, даже если так…то музыка должна быть в русле политики созидательной, политики любви, компромисса примирения и понимания! У нас одно будущее, одни радости и горести. Именно музыкой мы можем скрасить наши душевные переживания. На самом деле у нас у всех одна общая цель — мы должны объединять людей. Ведь искусство в целом и музыка, в частности, как ничто другое действует в этом направлении. Однажды я сидел на концерте американской джазовой вокалистки Ширли Хорн, и когда она исполняла потрясающие мелодии и пела, я сам не заметил как взял за руку девушку, сидевшую со мной на соседнем кресле — с который был практически незнаком. Мы так и просидели, держась за руки... Это и есть политическая задача музыки, не разъединять: артисты не должны отказываться выступать и играть для кого-то, наоборот — им следует играть и выступать так, чтобы люди — разных национальностей, религий, политических взглядов передумывали о своих не созидательных амбициях, эго, вымышленных противоречиях, задача музыкантов — ускорить этот момент, помочь людям прийти к счастью. Конечно, с музыкой можно и идти в бой. Недаром говорят — «Помирать — так с музыкой». Но зачем «помирать», когда можно еще и жить с музыкой?

«Джазовые музыканты должны побеждать в конкурентной борьбе». Интервью с Игорем Бутманом
© Forbes.ru