Войти в почту

Зачем России супертуроператор?

Туристов снова предлагают защитить от банкротств 3 июля РИА «Новости» сообщило о предложении депутата Госдумы Виталия Милонова создать «государственную туристическую компанию» – с такой идеей он обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву. Ранее Милонов неоднократно предлагал то же самое. Чем объясняется настойчивость депутата и нужен ли России государственный супертуроператор? Вернуть деньги и веру «Проверенные и надежные, как казалось, туристические операторы внезапно объявляют о своем банкротстве и неспособности обеспечить взятые на себя обязательства. При этом такие компании, как правило, не в состоянии оперативно вернуть уплаченные деньги, лишая людей заслуженного и честного летнего отдыха», – пишет Милонов в обращении, поступившем в распоряжение РИА «Новости». Как считает Виталий Милонов, веру в организованный туризм вернет учреждение государственной туркомпании, которая имеет гарантии «от внезапного банкротства». Это может быть акционерное общество, где государство контролирует 51 % акций. Абсолютно идентичное предложение Милонов направлял годом ранее, на волне обсуждения краха «Натали Турс», а также еще пять лет назад, когда в России прекратило деятельность сразу несколько известных туроператоров. Сейчас видимой привязки к событиям в туризме нет, поэтому мотивы депутата не вполне ясны. Тем более что из года в год предложения не содержат никаких подробностей. К сожалению, дозвониться в приемную и получить комментарии Виталия Милонова не удалось, на запрос в Фейсбуке он не ответил. Поэтому остается только обсуждать версии. Останется только один? Мнения разные. С учетом того, что Милонов известен как автор многих резонансных инициатив, скорее всего, его пиар-служба просто решила использовать проверенный временем ход – привлечь внимание избирателей, напомнив в разгар лета о недобросовестных турфирмах. Кстати, эту карту разыгрывает не только он. Создать национального туроператора предлагал и Владимир Жириновский, причем с той же аргументацией. «Расплодили частные фирмы, а они банкротятся. Страдают тысячи наших граждан!» – заявлял он летом 2018 года. И всё же настойчивость Милонова многих насторожила. Ее сочли предвестником грядущей монополизации туристического рынка государством. Точнее – его выездной части, так как банкротства, о которых депутаты призывают защитить граждан, происходили именно с туроператорами, отправлявшими туристов за рубеж. «Уж коль скоро пошла такая тенденция – открывать госкомпании в противовес частным компаниям, так недолго и до приостановки (читайте – аннуляции) деятельности частного бизнеса. Никто не потрудился подумать: какая компания будет иметь приоритет в налоговой и других сферах, контролируемых государством, – частная или государственная; ну и все сопутствующие атрибуты? Не хотела кликушествовать, но что-то настораживает», – пишет участница профессиональной группы Travel Presidium Наталья Кириченко (туроператор «ВАНД»). «Во всех сферах экономики сформировался крупный капитал с участием государства. Почему турбизнес должен стать исключением?» – задает вопрос Александр Иосифян (сеть турбюро «Спутник»). «Нужны нормальные агентства, а не монстры» Действительно, если обратить внимание на финансовую сферу – то тенденция к доминированию госбанков очевидна. Однако эксперты сомневаются, что в правительстве прислушаются к заявлениям депутатов. Хотя бы потому, что предложения создать организацию, которой предстоит вести коммерческую деятельность, должны быть детально проработаны – необходимо технико-экономическое обоснование целесообразности и эффективности такого шага. В данном случае конкретики нет. Звучат только заявления о необходимости защитить интересы туристов. Причем сомнительные и с точки зрения антимонопольного законодательства, и здравого смысла. Правительству нелогично создавать компанию для работы в сфере выезда за рубеж. «Инструменты государства должны использоваться для поддержки въездного или внутреннего туризма. Если уж говорить о госкорпорации по туризму, то это должна быть многопрофильная структура, которой переданы в управление какие-то ведомственные активы», – считает Владимир Шаров, президент Ассоциации внутреннего и въездного туризма, владелец группы компаний «Владинвесттур». Кстати, как минимум один внутренний туроператор с госучастием уже существует. В Москве работает государственное автономное учреждение культуры «Московское агентство организации отдыха и туризма» (ГАУК «Мосгортур»). По информации с сайта компании, она занимается «организацией детского отдыха и оздоровления и является крупнейшим организатором отдыха для детей льготных категорий, определенных постановлением Правительства Москвы № 56-ПП». Создать федерального гостуроператора в сфере внутреннего туризма тоже теоретически можно, но не совсем понятно зачем. На рынке уже есть масса компаний, которые отправляют и принимают туристов во всех регионах. Кроме того, как заметил Владимир Шаров, именно в бизнесе сосредоточены лучшие специалисты, так как зарплаты в частном секторе выше: «Где госкомпания возьмет столько квалифицированных специалистов?» «Создание госкомпании – это вопрос целей и задач. Если речь о коммерческой деятельности в сфере туризма, то вряд ли государству целесообразно ей заниматься. Если о развитии дестинаций, организации процесса, управления – такая идея имеет право на существование», – считает коммерческий директор АЛЕАН Оксана Булах. Напомним, после завершения Олимпиады в Сочи и при подготовке к ЧМ по футболу всё это уже обсуждалось на самом высшем уровне. Идея создания госкомпании поддержки не получила. На совещании с туроператорами в 2016 году Дмитрий Медведев объяснил почему: «Нам нужны нормальные частные туристические агентства, а не государственные монстры, в которых невозможно понять, что происходит», – отметил премьер. Для развития внутренних турпотоков государство пообещало финансово поддержать уже действующих туроператоров, отправляющих туристов в приоритетные регионы. После долгих обсуждений в бюджете нашли деньги. Правда, получить их пока удается единицам.