Выставки недели: выбор «Артгида». Июль 2019
Магия Мецнер (до 1 сентября 2019) Центр фотографии им. братьев Люмьер Шейла Мецнер известна как коммерческий фотограф, художница и гуру модной фотографии. За 50 лет карьеры она собрала внушительное портфолио, которое составляют портреты знаменитостей (Ума Турман, Дэвид Линч, Тильда Суинтон), фотографические серии для глянца, натюрморты и экзотические пейзажи. В 1960-е она стала первой женщиной арт-директором рекламного агентства Doyle Dane Bernbach, благодаря чему ей удалось посотрудничать со многими известными фотографами, среди которых были Ричард Аведон, Мелвин Соколски, Боб Ричардсон и Диана Арбус. Ее отличает глубоко личный взгляд и интерес к истории искусства — будь то пикториализм, живопись Караваджо и Рембрандта или сюрреалистические опыты Ман Рэя. Мецнер называет фотографию магией, отсюда и название ее первой российской ретроспективы. В экспозиции представлено около 100 работ, начиная с самых ранних кадров 1970-х годов и заканчивая фотографиями 2000-х. Среди них — портреты семьи, натюрморты, съемки для модных журналов и портреты знаменитостей. [Подробнее] Выставка «2016-19» Художник: Александра Сухарева. Источник: Галерея Osnova Александра Сухарева. 2016–19 (до 28 июля 2019) Галерея Osnova Работы Александры Сухаревой представляют собой энигматические художественные исследования «непроявленного». В своих предыдущих проектах художница работала с фотографией и с объектами, которые превращала в «сгустки существования». Они балансировали на грани абстракции и становились документом неуловимого переживания, скрытого за множеством метафор и художественных опосредований. На новой выставке Сухарева демонстрирует серию картин, которые, по ее собственному признанию, так же являются «записями переживаний». Одна из них – «Объект над соседским домом» – с одной стороны, кажется автореферентной, т.к. документирует внутреннее состояние человека, который в действительности увидел объект, ранее запечатленный на холсте. Рядом художница поместила это исходное изображение – свой собственный рисунок, выполненный в 1988 году. Смутно узнаваемый на нем объект составляет психологическую рифму к переживанию другого, «записанному» в 2017 году. [Подробнее] Александр Гринберг. День уходящий. 1923. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток. Мультимедиа Арт Музей, Москва Александр Гринберг. Движение. 1920-е (до 21 июля 2019) Мультимедиа Арт Музей С именем Александра Гринберга (1885–1979) связана история пикториальной фотографии — эстетического направления, которое расцвело в конце XIX века на фоне усиления мистических настроений. Пикториалисты стремились уподобить фотографическое изображение живописи и признавали лишь «благородные» техники печати, позволяющее передать богатство фактуры и глубину, свойственную скорее угольному или акварельному рисунку. Александр Гринберг был одним из самых ярких выразителей этого стиля. Он много выставлялся в России и Европе, любил экспериментировать и не боялся прослыть несовременным даже в годы, когда пикториалисты подверглись нападкам со стороны советских властей. В 1935 году Гринберг был репрессирован и сослан в лагеря за то, что годом ранее выставил свои этюды обнаженной натуры. Выставка в МАММ рассказывает о творчестве Гринберга в 1920-е годы, когда и были сделаны эти знаменитые «ню». [Подробнее] Александр Панкин. Красный квадрат. 1994. Холст, масло. Courtesy Московский музей современного искусства Между нулем и единицей. Александр Панкин и авангарды (до 7 июля 2019) Московский музей современного искусства на Петровке Александр Панкин — шестидесятник и один из студийцев Элия Белютина — из числа художников, которые рискнули буквально проверить алгеброй гармонию. Его диалог с искусством русского авангарда начался с программы «Малевич и визуальное мышление», в рамках которой он проделал геометрический и пропорциональный анализ супрематических работ Казимира Малевича и других авангардистов. Так родились его знаменитые произведения на стыке абстрактного искусства и математики — геометрические абстракции, числовые архитектоны. На выставке в ММОМА его работы зарифмованы с произведениями искусства XX века. [Подробнее] Алексей Трегубов. Мужчина. 2019. Холст, масло. Courtesy Galerie Iragui Алексей Трегубов. Меняется ли пространство, когда за ним наблюдают? (до 15 июля 2019) Galerie Iragui Алексей Трегубов, театральный художник, куратор, дизайнер выставочных и общественных пространств, превратил галерею Iragui в лабораторию. Таким образом он решил обобщить свой многогранный опыт работы с пространством. Для этого художник использует эксперименты с обратной перспективой и привлекает сценический опыт выстраивания взаимоотношений между сценой и зрителем. Ключом к пониманию пространства здесь также становятся первые опыты фиксации движения на фотоаппарат, проведенные в конце XIX века. Зрителю Трегубов предлагает подумать, где начинается и заканчивается объект искусства, как он перемещается и меняется ли выставочное пространство, когда за ним наблюдают. [Подробнее]