Застройщик атаковал авиаторов: по угрозой безопасность полетов над югом РФ

В городе Аксай Ростовской области суд не дает модернизировать радиопередающий центр из-за конфликта авиадиспетчеров с девелопером. Конфликт хозяйствующих на земле субъектов может привести к очень серьезным последствиям в небе. Из-за незначительного спора администрации Аксайского городского поселения и Государственной корпорации по организации воздушного движения в под угрозу может быть поставлена безопасность полетов над югом России. Стратегический объект В филиале «Аэронавигация Юга» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» имеется структурное подразделение — приемный радиоцентр «Аксай» Ростовского Зонального центра единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД), находящийся на 1055 км автомагистрали «Дон» примерно в километре слева от трассы. Земельный участок, на котором он расположен, находится в федеральной собственности и принадлежит Госкорпорации по организации воздушного движения. Приемный радиоцентр функционирует с 1990 года. Он обеспечивает авиационной связью зону ответственности Ростовского ЗЦ ЕС ОрВД. Именно благодаря этому объекту ростовские авиадиспетчеры могут обслуживать воздушное движение, вести радиообмен с пилотами. Более того, в свете закрытия старого аэропорта Ростов-на-Дону и ввода в эксплуатацию аэропорта «Платов», заранее было принято решение преобразовать объект «Аксай» в приемо-передающий радиоцентр, расширив его функции. В план реализации «Федеральной целевой программы «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009−2020 годы)» своевременно был внесен соответствующий пункт. Между ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» АО «Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей» был заключен контракт на дооснащение центра. Проектная документация прошла все необходимые экспертизы, в том числе и санитарно-эпидемиологические. Дооснастить центр планировалось комплексом приемо-передающего оборудования, обеспечивающем двухсторонней радиосвязью диспетчеров центра управления воздушным движениям и воздушные суда. Согласно проекту, оборудование должно быть установлено в аппаратном зале существующего капитального технического здания объекта, А антенны планировалось разместить на двух имеющихся на объекте антенных опорах высотой по 28 м. Кроме того, проектом предусмотрено развертывание антенной опоры пригруженного типа высотой 40 м. Она представляет собой стальную пространственно-решетчатую конструкцию в виде правильной четырехгранной пирамиды. В паспорте опоры прямо указано, что опора является сборно-разборной. Согласно требованиям по установке антенной опоры, содержащимся в рабочей документации и паспорте, для установки опоры на местности необходимо выполнить работы по укладке железобетонных плит на уровень земли, установить на них опорную металлическую раму, поверх которой уложить бетонные плиты (пригрузы). То есть, конструкция антенной опоры не имеет прочной связи с землей, что позволяет осуществить демонтаж и последующую сборку антенной опоры без ущерба назначению и без изменения ее основных характеристик. Летчики «помешали» застройщикам Для выполнения работ по установке антенной опоры, являющейся некапитальным сооружением, согласно Градостроительному кодексу РФ, не требуется получение разрешения на строительство, и работы эти подрядчиком уже почти были выполнены, когда в дело вмешались девелоперы. В непосредственной близости от объекта «Аксай» Ростовского ЗЦ ЕС ОрВД активно осуществлялась и осуществляется индивидуальная жилая застройка, а также возводятся многоквартирные жилые дома. В сентябре 2018 года на приём к директору филиала «Аэронавигация Юга» пришли директор «СУ-5 Аксай» Виктор Живилов, являющийся собственником и застройщиком земель, находящихся в непосредственной близости от «Аксая», представитель отдела архитектуры Администрации Аксайского городского поселения и представитель подрядной организации. В ходе совещания г-н Живилов заявил, что возводимая опора и устанавливаемое на неё антенное оборудование могут нанести вред здоровью и ухудшить качество жизни потенциальных покупателей строящихся домов, а также существенно влияют на инвестиционную привлекательность близлежащего района с точки зрения покупателей жилья. Представитель отдела архитектуры Администрации Аксайского городского поселения также отметил, что в случае аварийного разрушения опоры, части опоры могут упасть на расстояние более 20 метров от границы земельного участка (установленная защитная зона), так как высота опоры составляет 40 метров, а расстояние от границы участка до места установки опоры составляет порядка 15 метров. Также представитель отдела архитектуры заявил о необходимости получения разрешения Администрации Аксайского городского поселения на выполнение работ, хотя участок, на котором проводятся работы, является федеральной собственностью. Итоговым требованием представителя администрации и застройщика стали остановка работ, демонтаж опоры и полный запрет на выполнение работ по возведению каких-либо новых сооружений на территории земельного участка без разрешения Администрации Аксайского городского поселения, на территории которого участок находится. Как все на самом деле В Аэронавигации Юга «Ридусу» пояснили ситуацию. Во-первых, земельный участок находится в собственности государства и используется филиалом на основании договора аренды. Согласно договору аренды участок предоставлен именно для эксплуатации приёмного центра. Ранее на публичных слушаниях, проводимых до того, как близлежащие земли сельскохозяйственного использования вошли в состав Аксайского городского поселения, представители филиала сообщали, что объект будет продолжать работать в соответствии с функциональным назначением, на объекте могут производиться работы по обслуживанию, модернизации и замене оборудования, что необходимо учитывать при разработке нового генерального плана города Аксай. В частности, участники слушаний тогда четко говорилось о необходимости установки защитной зоны не менее 50 метров и изменения вида разрешённого использования земельного участка в соответствии с Классификатором, утверждённым приказом Минэкономразвития РФ. Но эти требования позже были просто проигнорированы. Во-вторых, разрушение башни исключено, так как работы выполняются в соответствии с проектом, разработанным лицензированной организацией, в котором произведены расчёты на прочность и устойчивость ответственных конструкций опоры. Нанесение вреда здоровью людей и ухудшение качества жизни населения не произойдёт, об этом есть санитарно-эпидемиологическое заключение. В-третьих, и это самое главное, возводимый объект критически необходим для обеспечения безопасности воздушного движения. По итогам переговоров с администрацией и «СУ-5 Аксай» было принято решение рассмотреть возможность переноса опоры. Финансовый затык Г-н Живилов предложил разместить опору на другом земельном участке, находящемся у него в собственности. В свою очередь, филиал проработал техническую возможность переноса опоры и рассчитал стоимость этих работ. Она составила ориентировочно 10−11 млн рублей. При этом, порядок передачи предлагаемого участка в пользование филиала и основания для дополнительных затрат филиала на перенос опоры так и не были определены. Виктор Живилов отказался от финансирования данных работ, переговоры были приостановлены, филиалом принято решение продолжать работы по утвержденному проекту. В октябре 2018 года прокуратурой Аксайского района была проведена проверка в отношении законности возведения опоры. Результаты прокурорской проверки, проведенной при участии специалиста Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области, подтвердили, что развертывание антенной опоры на объекте ПМРЦ «Аксай» Ростовского ЗЦ ЕС ОрВД соответствует установленным требованиями. После завершения проверки представителей Администрации Аксайского городского поселения и филиала «Аэронавигация Юга» пригласил на приём районный прокурор. В ходе совещания он, принимая во внимание законность и важность работы филиала по развитию аэронавигации в регионе, порекомендовал сторонам вернуться к обсуждению вопроса о переносе спорной опоры в границах объекта ПМРЦ «Аксай» Ростовского ЗЦ ЕС ОрВД. После встречи у прокурора Аксайского района было решено искать компромисс. Специалистами Аэронавигации Юга была проведена совместная работа с поставщиками оборудования, проектировщиком, произведены расчёты возможного места установки и стоимости работ по переносу уже проложенных сетей и возведённых секций опоры на новом месте. Бизнесмену Живилову были представлены все полученные расчёты, предложено новое место установки. Стоимость работ составила 2 млн 354 тыс. рублей. В ответ девелопер сообщил, что готов частично компенсировать указанные расходы в сумме одного миллиона рублей или передать ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» земельный участок площадью 420 квадратных метров. Без нарушения закона такое предложение филиалом принято быть не могло. Местные против федеральных Затем по инициативе застройщика все переговоры были прекращены, а администрацией Аксайского городского поселения в тоже самое время инициировано рассмотрение дела о запрете строительства в Аксайском районном суде Ростовской области. Совпадение, наводящее на мысли о том, что местные власти так синхронизируют свои действия с девелопером совсем не случайно. Обращает на себя внимание и оперативность принятия Аксайским районным судом Ростовской области иска к производству. Исковое заявление Администрации Аксайского городского поселения о запрете строительства поступило в Аксайский районный суд 2 ноября минувшего года. В этот же день, определением Аксайского районного суда Ростовской области оно было принято к производству, и в этот же день были приняты меры по обеспечению иска путем наложения запрета на строительные работы. Фантастическая оперативность для отечественной судебной системы. Стоит отметить, что иск был принят к производству с нарушением правил подведомственности. В ходе судебного заседания 17 декабря представителем ответчика было заявлено ходатайство о прекращении производства по делу, поскольку данное дело подведомственно арбитражному суду, однако, суд первой инстанции отказал в удовлетворении указанного ходатайства и продолжил рассмотрение по существу. В процессе рассмотрения дела истцом изменялись исковые требования. Первоначально исковые требования Администрации Аксайского городского поселения были сформулированы следующим образом: «Обязать ответчика прекратить строительные работы и получить в установленном ст. 51 Градостроительного кодекса РФ порядке разрешение на строительство антенно-мачтового сооружения на земельном участке с кадастровым номером 61:02:0600010:211». После представления ответчиком и третьими лицами доказательств, безусловно подтверждающих отсутствие необходимости получения разрешения на строительство спорной антенной опоры, 12 апреля нынешнего года в ходе судебного заседания по делу № 2−78/2019 истцом были в очередной раз изменены исковые требования: «Обязать ответчика прекратить работы по строительству автоматизированного приемо-передающего центра Ростовского Зонального центра ЕС ОрВД на земельном участке КН 61:02:0600010:211 до получения разрешения на строительство». Указанными уточнениями со ссылками на новые нормы права истцом фактически были изменены и предмет, и основание иска, что противоречит ст. 39 ГПК. Несмотря на это, суд первой инстанции продолжил слушание с учетом уточненных исковых требований. Застройщики победили авиаторов 19 апреля нынешнего года Аксайским районным судом вынесено решение об удовлетворении исковых требований администрации Аксайского городского поселения. Суд обязал ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» прекратить работы по строительству. По мнению представителей ГК ОрВД, данное решение не отвечает критериям законности и обоснованности (ст. 195 ГПК РФ). Во-первых, выводы суда первой инстанции были основаны на искажении предмета контракта и ошибочном толковании положений технической документации. Как указывалось выше, филиалом не осуществляется строительство, а выполняется техническое перевооружение действующего объекта. Во-вторых, при формулировании вывода о том, что спорная антенная опора является объектом капитального строительства, суд первой инстанции руководствовался судебной практикой, приобщенной к материалам дела истцом, связанной со строительством антенных опор с совершенно иными техническими характеристиками. При этом судом первой инстанции не были приняты во внимание обстоятельства, пояснения и документы, имеющие существенное значение для рассмотрения данного конкретного дела, а именно письма заместителя прокурора Аксайского района Ростовской области и заместителя руководителя Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области, в которых указано, что «согласно п. 2 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ получение разрешения на строительство указанного объекта не требуется» со ссылками на некапитальный характер сооружения. Также была проигнорирована справка от производителя антенной опоры и пояснения представителя Росавиации. Юристы аэронавигационного ведомства считают, что в нарушение ч. 4 ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции не отразил в решении мотивы, по которым данные доказательства некапитальности антенной опоры были отвергнуты судом, а также основания, по которым другим доказательствам было отдано предпочтение. Кроме того, суд первой инстанции пришел выводу, что возводимый ответчиком объект, расположенный на землях населенных пунктов в центре жилой застройки, создает угрозу жизни и здоровью населения, несмотря на положительные результаты санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации, основанные на расчетах санитарно-защитной зоны и зоны ограничения застройки. В выводах суда, по мнению истца, первой инстанции содержится также множество других нарушений, несоответствий, противоречий, подробнее отмеченных в апелляционной жалобе филиала «Аэронавигация Юга» на решение Аксайского районного суда Ростовской области от 19.04.2019 по делу № 2−78/2019 (исх. от 21.05.2019 № 1.2−3/4473). Рассмотрение апелляционной жалобы состоится 9 июля. «Если суд снова встанет на сторону местной администрации, то под угрозу будет поставлено обеспечение безопасности полетов в небе над Ростовской областью», — считают во ФГУП «Госкорпорация по ОРВД, добавив, что без модернизации объекта «Аксай» гарантировать надежную связь диспетчеров с воздушными судами в ближайшее время будет просто невозможно. Стоит отметить, что данную судебную тяжбу беспрецедентной назвать нельзя. В 2013 году «Связь-банк» пытался отсудить у ГК ОрВД землю под передающим радиоцентром «Постниково», который обеспечивал связь диспетчеров с воздушными судами, находящимися в районе московских аэропортов Шереметьево, Домодедово и Внуково. Этот объект расположен в поселке Толстопальцево Московской области с 1940 года, но неожиданно банкиры начали предъявлять на земельный участок свои права. Впрочем тогда, как писали «Известия», суд встал на сторону провайдера аэронавигационного обслуживания. Справка В зоне ответственности филиала «Аэронавигация Юга» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» постоянно выполняют полёты более 220 авиакомпаний России и зарубежья, а также воздушные суда государственной и экспериментальной авиации. Здесь проходят авиамаршруты, связывающие Западную Европу с Азиатско-Тихоокеанским регионом, Центральную Россию, Урал, Сибирь, Дальний Восток России — с аэропортами Юга России и государствами Черноморского побережья и Средиземноморья, Закавказский регион — с аэропортами России, Центральной и Западной Европы. Здесь же проходит стратегическая воздушная трасса в Крым.