Войти в почту

Откровения руководителя Минвостокразвития не понравились экспертам

Эксперты называют доклад главы Минвостокразвития Александра Козлова на итоговой коллегии ведомства «дежурным», не имеющим ничего общего с реальным положением дел на Дальнем Востоке и его развитием, сообщает KONKURENT.RU. 3 июля в Москве Александр Козлов заявил, что в Минвостокразвития все посчитали и теперь у ведомства есть все необходимое для большого рывка. «Мы учли недостающие мероприятия и прописали дополнительные, которые отражают специфику региона. Мы оцифровали все. Помимо этого, спросили у жителей Дальнего Востока, что, они считают, необходимо решить в первую очередь. Учитывая мнение 230 тыс. человек, научные расчеты институтов, предложения профессионального сообщества, представителей всех сфер жизни – мы подготовили масштабную работу. Это действительно серьезный труд: с анализом, обоснованиями, просчитанными результатами», - доложил глава Минвостокразвития. Он имел в виду проект Национальной программы развития Дальнего Востока, который сейчас находится в правительстве. Документ, по словам Козлова, прошел согласование с 22 министерствами и ведомствами. На прошлой неделе его представили Совету Федерации. «Была критика, были замечания. Но мы готовы к этому, ведь до принятия можем спорить, дискутировать, соглашаться или не поддерживать. Но главное во всем этом – выдача продукта, который будет работать на благо 8,2 млн!», - заявил Александр Козлов. «И что из этого всего обеспечит нам необходимые 6% экономического роста? Возможно, в сентябре подскажет президент?» Глава Минвостокразвития подчеркнул, что для Дальнего Востока были созданы уникальные преференциальные режимы. Была разработана современная нормативная база. На сегодняшний день 40 федеральных законов и 190 постановлений правительства обеспечивают стабильность и конкурентность условий ведения бизнеса на Дальнем Востоке. «Благодаря созданным преференциальным режимам (ТОР, СПВ, инфраструктурная и административная поддержки) бизнесмены повернулись в дальневосточную сторону. В регионе начали строиться предприятия, создаваться новые рабочие места. Условные весы, на которых инвесторы взвешивают «за» и «против», тянут их на Дальний Восток», - уверен министр. Эта работа – беспрецедентная, добавил Козлов. «Еще никогда наши регионы не получали столько федеральных денег для строительства и ремонта социальных объектов. Знаете, еще пять лет назад в государственной программе «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», не учитывая магистральные проекты на социальные объекты, было заложено 0 рублей, 0 копеек! А сегодня – трехлетний бюджет (2019-2021 гг.) – перевалил за 184 млрд рублей! Никогда. Никогда Дальний Восток не получал столько денег», - воскликнул глава Минвостокразвития. Однако из подготовленного Минвостокразвития документа невозможно понять, что будет делаться (а не что «будет») на территории Дальнего Востока в ближайшие 6 лет. Развитие инфраструктуры (транспортной, энергетической, информационно-коммуникационной) в программе вообще не проработано, и ни о какой синхронизации реализации крупных инвестиционных проектов и развития магистральной инфраструктуры речь вообще не идет, рассказал KONKURENT.RU Юрий Авдеев, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, кандидат экономических наук, член экспертного совета по стратегическому развитию города Владивостока. «В рамках программы мы видим лишь констатацию того, что создано «более 200 новых предприятий с объемом инвестиций 5% от новых капитальных вложений, планируемых к реализации на Дальнем Востоке до 2025 г.», которые пока не могли существенно повлиять на ситуацию, а потому остается только ждать, - считает Авдеев. - Но не стоит ли уже сегодня (хотя об этом стоило думать еще до принятия этих законов!) оценить, насколько взаимосвязаны созданные предприятия, насколько стратегически выстроена логика на более отдаленную перспективу? Внешние вызовы в программе сведены исключительно к военно-политическому противостоянию, тогда как иные возможности не рассматриваются в принципе. А что, если, кроме этого, в мире есть и другие варианты развития интеграционных связей - например, совместные проекты, как это сегодня реализует Китай, объединяя вокруг своего инфраструктурного проекта «Шелковый путь» около ста стран, вовлекает в него многомиллиардные инвестиции. Почему нашим разработчикам Национальной программы не пришла в голову идея, что наш Транссиб мог бы стать не менее масштабным проектом? России жизненно необходим крупный стратегический позитив, который позволит нации выйти из углубляющейся депрессии. Новый транспортный коридор между Востоком и Западом позволит избежать ущерба национальному бизнесу при осуществлении проекта «Шелковый путь», и создаст новую конфигурацию российско-китайских отношений, выведя Россию из статуса ведомого партнера, обеспечив новый уровень партнерства с Китаем, США, Евросоюзом. У глобального транспортного коридора, связывающего потребительские рынки для населения в 4 млрд. человек, огромные перспективы для всей мировой экономики». Чиновники Минвостокразвития выдали «на гора» мыльную пену своих эпических побед, говорит в свою очередь Николай Матвиенко, экономист, заведующий научной лабораторией «Дальневосточный центр экономического развития» ДВФУ. «Они записывали себе в заслуги едва ль и не все, кроме глобального потепления климата и обещая нам даже жизнь продлить до 78 лет. В действительности от всех этих «планов громадья» Дальнему Востоку «шиш с маслом», стоит только посмотреть на продолжающийся отток населения - сказал эксперт. – «Никогда Дальний Восток не получал столько денег». Видимо не помнят уже в Минвосткоразвития, что всего лишь десять лет назад в одном только Владивостоке на подготовку саммита АТЭС было «профукано» 640 млрд руб., в том числе, как тогда широко кранобайствовалось со всех углов – «на социальные объекты». Например, 50 млрд пошли на перенос (зачем-то) с материка на остров Русский четырех университетов, под видом создания «нового». В результате (или совпадение?!), количество студентов обучающихся в Приморском крае уменьшилось с 80 тыс. в 2010-м до 64 тыс. в 2014-м. Ну а если пройти по ссылке открытых данных об итогах работы министерства, раздел «Кассовое исполнение расходов федерального бюджета, предусмотренных Минвостокразвития России на 2018 год», то сразу видно, что из отпущенных им на прошлый год 39 млрд руб., к декабрю 2018-го было худо-бедно освоено лишь 22,3 млрд, т.е. процент кассового исполнения лишь 44,2%. Отчёт Козлова начинается со слов : «Сегодня мы уже не отделяем в названии Министерства «Дальний Восток» и «Арктику». Но если вы не отделяете, то где наши северные надбавки?!». Весь набор предложений в Национальной программе обещает максимально лояльный режим для инвесторов - только бы пришли с деньгами, добыли и переработали национальные богатства, считает Юрий Авдеев: «В программе не предлагается ни одной свежей идеи: предлагается сохранять «традиционное сотрудничество», экстенсивно расширять географию связей в привычном формате, «встраивание дальневосточных производителей в цепочки добавленной стоимости по широкому спектру отраслей», «эффективную работу с тарифными и нетарифными барьерами» и «вовлечение» - не понятно только, на каком основании - «в процессы либерализации в АТР в рамках торговых переговоров Евразийского экономического союза». И что из этого всего обеспечит нам необходимые 6% экономического роста? Возможно, в сентябре подскажет президент?»

Откровения руководителя Минвостокразвития не понравились экспертам
© Konkurent.ru