Войти в почту

Груда металла или наследие: Какая судьба ждёт единственный в России подъёмный двухъярусный мост

Как ни крути, двухъярусный мост — один из символов Калининграда. Об этом говорит его популярность в советских («Жена керосинщика») и российских фильмах (в недавнем сериале «Налет» с Владимиром Машковым его поместили на заглавные титры), многочисленные отзывы туристов и фотографии местных жителей — их чуть ли не больше, чем снимков, к примеру, Кёнигсбергской биржи. , Двухъярусный мост из высокопрочной клепаной стали в 1913-1926 годах построила та же фирма, которая возводила калининградский порт. Главной особенностью сооружения стало то, что его центральная часть меньше чем за 3 минуты поворачивалась на 90 градусов, открывая судам проход по Преголе. В 1945 году мост стал важным стратегическим объектом: сражение по обе стороны закончилось подрывом путепровода немецкими войсками. В середине 1960-х советские инженеры восстановили мост, поменяв поворотный механизм на подъемный, и добавили башенки — между ними теперь на высоту двух этажей поднимается центральная часть. В 2007 году областное правительство признало сооружение объектом культурного наследия местного значения, а в конце 2018 года власти города вдруг заявили, что мост будет снесен, а вместо него построят два новых — автомобильный и железнодорожный. С этого момента в городе возник конфликт., Собственник моста — РЖД — еще в 2006 году заказал экспертизу, которая установила, что сооружение является дефектным. Это значит, что его состояние — не аварийное, но уже и не укладывается в современные нормативы: у него низкая пропускная способность, он затрудняет судоходство, под опорами порой сложно проехать высоким грузовикам. РЖД сначала решила снести автомобильную часть, оставив железнодорожную, но потом пришла к варианту полного демонтажа. Однако в дело «вмешался» тот самый статус культурного наследия, который не позволяет мост уничтожить. Тогда РЖД сделала «финт ушами» и предложила сохранить то, что признано памятником — части пролетов, красную башню — и перенести их, к примеру, на набережную Музея Мирового океана, поставить рядом табличку, сохранив таким образом наследие. Городские власти с воодушевлением отнеслись к этой идее, предложили выявлять ценные элементы, пока строится новый мост, и активно ведут переговоры с Музеем о новых для него экспонатах., С сохранением наследия в виде груды металла на набережной категорически не согласились горожане, и в конце февраля состоялось большое обсуждение в Общественной палате. Один из его инициаторов — магистрант специальности «Развитие культурного наследия» Европейского гуманитарного университета, краевед и экскурсовод Евгений Мосиенко — кратко пересказывает суть претензий жителей города:, По его словам, есть даже проект реставрации моста 1959-1965 годов, который доказал и закрепил бы за мостом статус советского наследия. Этот документ Евгений Мосиенко уже несколько месяцев подряд пытается отыскать в архивах, у эксперта, занятого на экспертизе моста сейчас, в РЖД — но бумаги оказываются то под грифом «секретно», то просто исчезают. Есть еще один проект, который по заказу владельца сооружения в 2011 году разработал Институт «Гипростроймост»: в нем мост реставрируется, а башенки приобретают средневековые черты, однако концепцию по какой-то причине «не пустили» в производство., Есть также проект развития центральной части города 2008 года, разработанный Александром Башиным, в котором двухъярусный мост используется как велосипедный и пешеходный, что, к примеру, соотносится с концепцией восстановления пояса Шнайдера или «Паркового кольца». Сейчас РЖД и власти заняли выжидательную позицию: мол, пока не будет построен хотя бы один мост взамен, этот сносить не будем. Но активные горожане опасаются, что в это же время будут проведены экспертизы, которые разрешат снести все, кроме пары клепаных пролетов. На заседании Общественной палаты они озвучили свои предложения: — придать мосту статус объекта наследия федерального значения, — привлечь инвесторов к его реставрации, — передать мост на баланс городу или области. Активисты, в числе которых Евгений Мосиенко, предлагают установить рядом с мостом стенд с информацией об его истории, конструкторских особенностях и значении. Ответа ни на одно предложение пока не последовало., , Фото: Александр Матвеев, предоставлены Евгением Мосиенко

Груда металла или наследие: Какая судьба ждёт единственный в России подъёмный двухъярусный мост
© Tvoybro.com