Российские предприниматели стремятся избавиться от своего дела. На «Авито» количество объявлений о продаже готового бизнеса в апреле-июне подскочило сразу на 27% по сравнению с тем же кварталом прошлого года, гласит статистика сервиса. На этом фоне закономерно снизилась средняя стоимость таких лотов — на 8%. Компанию «под ключ» можно купить сейчас в среднем за 3,05 млн рублей. Дешевле всего в Ульяновске — чуть более 1 млн рублей, самая высокая стоимость традиционно в Москве — дороже 4 млн рублей. Спад цен наблюдается в большинстве включенных в отчет «Авито» городов (15 из 23). В некоторых населенных пунктах они просели кардинально. Так, в Санкт-Петербурге и Тюмени — в среднем на 25%, в Саратове — на 24%, в Екатеринбурге и том же Ульяновске — на 23%. Общие потери не смог компенсировать даже ощутимый рост стоимости бизнеса в ряде городов (в Воронеже — на 37%, в Тольятти — на 35%, в Казани — на 32%). Цены упали и практически во всех сегментах рынка, говорится в исследовании. Особенно заметно подешевели интернет-магазины — на 39%. Средняя стоимость заведений общепита снизилась на 11%, производственной компании — на 6%, сельхозбизнеса — на 5%, компаний в сфере развлечений — на 2%. Единственным исключением стала категория «другое», включающая компании, не вошедшие в восемь основных отраслевых групп. Здесь цены в среднем подросли на 6%. Обстановка не располагает Статистика «Авито» ничуть не удивляет на фоне замедляющейся экономики и закручивания гаек. Власти ведут активное наступление на серый сектор, напоминает вице-президент «Золотого монетного дома» Алексей Вязовский. До сих пор теневой бизнес чувствовал себя достаточно комфортно, не платя налоги, выдавая зарплаты в конвертах, обналичивая деньги (часть компаний, помимо основной деятельности, а то и вместо нее, просто продает кэш, что повышает рентабельность для собственника). «На все это идет наступление по всем фронтам: ЦБ прикручивает обнал, налоговая — возможность манипулировать НДС и оптимизировать налоги (ставить какие-то левые кассы, чеки не выдать, еще что-то)», — говорит эксперт. Добавим сюда общее снижение доходов населения шестой год подряд и, соответственно, падение спроса на товары и услуги, неблагоприятный инвестиционный климат, проблемы с защитой прав собственности. В июне индекс PMI сферы услуг России, показывающий общее состояние деловой активности, впервые с января 2016 года опустился ниже критической отметки в 50 пунктов. Он упал до 49,7 пункта с 52 пунктов в мае из-за сокращения новых заказов, рабочих мест и пессимистичных ожиданий относительно будущего. Проще продать Люди не видят перспектив продолжения бизнеса, но при этом избавится от него не так-то просто, отмечает профессор кафедры финансового менеджмента РЭУ имени Г. В. Плеханова Константин Ордов. В этой сфере в России сложилась анекдотическая ситуация: вход — рубль, выход — три. Стремясь занять высокие места в рейтинге Doing Business, российские власти сделали все, чтобы упростить возможность открытия собственного дела, поскольку именно это является основным критерием. Снятие бюрократических препон, доступность инфраструктуры, подключения электросетей и всего остального, согласование всей строительной документации и т. д. — такие вещи действительно за последние годы существенно облегчили открытие бизнеса. Но вот закрыть его, напротив, стало гораздо сложнее. «В настоящее время мы видим ужесточение закона о банкротстве, введение субсидиарной ответственности, слышим, что налоговики пытаются продавить поправки в закон об отсутствии срока исковой давности по налоговым преступлениям», — перечисляет эксперт. Перспектива закрытия бизнеса в таких условиях выглядит не просто длительной и затратной, но и опасной, она сулит настоящий бюрократический ад. Вот предприниматели и пытаются продать свое дело, пусть даже по минимальной стоимости. Правда, спрос здесь гораздо скромнее предложения. Число желающих купить бизнес, как ни странно, тоже слегка возросло — на 6%. Но вряд ли это связано с тем, что в России появились предприниматели, остро заинтересованные приобрести юридическое лицо с целью продолжения экономической деятельности. Скорее, это активизировались «стервятники», предполагает аналитик. На рынке есть предложения платных услуг по закрытию бизнеса, напоминает он. Возможно, те же лица готовы с большим дисконтом приобретать компании, владеющие хорошими материальными активами (недвижимость и т. д.), чтобы с выгодой продать все это, а уже потом закрыть. Но бизнес как таковой их при этом совсем не интересует. Самим же предпринимателям из-за определенных налогово-юридических тонкостей реализовать свое имущество может быть гораздо сложнее, чем такого рода посредникам. И приходится продавать компанию, условно говоря, в 10 раз дешевле реальной стоимости ее активов, поясняет эксперт. Количество предложений по продаже готового бизнеса будет только расти, прогнозирует он. В конечном итоге Россия может прийти к парадоксальной ситуации, когда открыть свое дело будет очень легко, но никто не захочет этого делать.