Войти в почту

Памятка для юридических лиц при работе с самозанятыми

С 1 января 2019 года Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ (далее – Закон) на территории Московской области введен новый специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», получивший неофициальное название налог для самозанятых. Помимо Подмосковья, как пилотный проект, он будет действовать 10 лет в Москве, Республике Татарстан и Калужской области. Воспользоваться этим режимом могут те физические лица и индивидуальные предприниматели, кто не имеет наемных работников, продает товары собственного производства, оказывает услуги, зарабатывая на этом не больше 2,4 млн рублей в год. Налоговая ставка составляет 4% или 6% в зависимости от того, кто потребитель их услуг – физическое или юридическое лицо. При сотрудничестве организации с физическими лицами, уплачивающими налог на профессиональный доход (далее – НПД), необходимо учитывать ряд обстоятельств. Важно не подменять трудовые отношения с сотрудниками на гражданско-правовые, переводя их в статус самозанятых. Заключая договора, нужно учитывать ограничение, установленное законом, – организация не должна состоять в трудовых отношениях с самозанятым, а если последний ранее работал в этой организации, то с момента его увольнения должно пройти более двух лет. Это ограничение прямо оговорено пп.6 п.2 ст. 6 Закона. Законом предусмотрены и другие ограничения, связанные с применением НПД. Они сгруппированы по видам доходов и объектам налогообложения в п.2 ст.4 и в п.2 ст.6 Закона соответственно. До заключения договора с плательщиком НПД стоит проверить его статус. Для этого можно запросить у физического лица выписку из приложения «Мой налог», где будет актуальная информация о регистрации в качестве самозанятого, или самостоятельно бесплатно проверить факт регистрации на сайте ФНС. Составление договора. Рекомендации по порядку заключения договоров с самозанятыми даны в письме ФНС России от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@). При этом необходимо руководствоваться нормами гражданского законодательства. За основу документа можно взять договор гражданско-правового характера вашей организации и внести туда необходимые сведения. Так как у компании, работающей с самозанятым, отсутствует обязанность удержания с его доходов НДФЛ и уплаты страховых взносов, целесообразно отразить статус самозанятого в договоре. Также в договоре можно зафиксировать обязанность подрядчика своевременно информировать клиента о прекращении по тем или иным причинам своего статуса. Можно прописать, что в течение срока действия договора самозанятый не снимется с учета, а также установить штрафы за неуведомление заказчика о потере статуса. Эти пункты важны в связи с тем, что, если исполнитель потеряет свое право на применение этого специального налогового режима, заказчик услуг будет обязан удержать с дохода физического лица НДФЛ и уплатить страховые взносы. В договоре также должны быть зафиксированы стандартные пункты: – дата заключения, срок действия и предмет договора; – порядок оказания услуг, соответствие услуг определенным требованиям; – описание процедуры сдачи-приемки, правила подписания акта; – последствия в случае несоответствия качества услуг заявленным требованиям; – стоимость услуг и способы оплаты; – права, обязанности и ответственность сторон; – порядок изменений условий договора; – варианты разрешения споров; – реквизиты. Письменный договор не потребуется, если услуга оказывается самозанятым по сделке, исполняемой немедленно при заключении договора. В этом случае договор будет подтверждаться уплатой заказчиком денег за оказанные услуги. Чеки и формирование состава затрат. Только чек может подтвердить расходы компании на услуги плательщика НПД для включения их в состав затрат при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Это предусмотрено п.8 ст.15 Закона. На основании положений пп.49 п.1 ст.264 НК РФ вышеуказанные затраты могут быть включены организацией-заказчиком в состав прочих расходов, учитываемых для целей исчисления и уплаты налога на прибыль. Согласно п.1 ст.14 Закона при расчетах самозанятый обязан сформировать чек и передать его компании-заказчику, это корреспондирует его обязанности по отражению своих доходов в налоговой базе. Если самозанятый, нарушая закон, не передает чек, его клиент вправе сообщить об этом в ФНС России, проще всего это сделать через сервис «Обратиться в ФНС России» на сайте www.nalog.ru. Чек формируется в мобильном приложении «Мой налог». В нем должны быть указаны наименование услуги или товара и идентификационный номер налогоплательщика юридического лица – заказчика услуг или покупателя товара. Обязанность сообщить свой ИНН возлагается на заказчика. Храниться чек может как на бумаге, так и в электронном виде. Если в процессе взаимодействия между плательщиком НПД и организацией на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров участвует посредник, тогда формированием чека занимается посредник. При этом посредник обязан применять контрольно-кассовую технику, если такая обязанность на него возложена законодательством о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации. В соответствии с п.3 ст.14 Закона плательщик НПД обязан передать чек в момент расчета, если он производится наличными или с использованием электронных средств платежа. При иных формах расчета чек должен быть передан до 9-го числа месяца, следующего за тем, в котором была произведена оплата. Если компании пришлось вернуть деньги и аннулировать чек, необходимо внести соответствующие изменения в суммы расходов, которые учитываются при расчете налоговой базы. Порядок корректировки будет зависеть от режима налогообложения, который применяет юридическое лицо. Источник: Администрация городского округа Красногорск