Саудовской Аравии не справиться с нефтяным кризисом
Москва, 2 июля - "Вести.Экономика" Сообщение гендиректора Saudi Aramco Амина Нассера о том, что гарантированы поставки нефти на рынок, стоит воспринимать с долей скептицизма. Учитывая нестабильность в Персидском заливе и возможность того, что Ормузский пролив будет временно закрыт, гендиректор Aramco выступил с чрезмерно оптимистичным сообщением. В случае полной блокады Ормузского пролива Aramco потеряет необходимые объемы нефти и нефтепродуктов на азиатских и европейских рынках. Да, Aramco владеет и использует нефтепровод, пропускная способность которого 5 млн баррелей в сутки, нефть по которому проходит 1200 километров между Аравийским заливом и Красным морем. Тем не менее, для поддержания стабильности рынка нефти нужно гораздо больше. Стремление Нассера стабилизировать рынок заслуживает похвалы, хотя это может быть попыткой подавить страхи трейдеров и финансовых аналитиков, особенно перед встречей OPEC+ в Вене на следующей неделе. Он подтвердил, что Aramco может поставлять достаточный объем нефти через Красное море, повторив, что для этих целей есть вся необходимая инфраструктура. Однако аналитики забывают, что его заявление относится лишь к объемам экспорта нефти Саудовской Аравии. И этим летом они, вероятно, не превысят уровень, который способен поддерживать трубопровод. И уж если говорить о полномасштабном конфликте, то реальная проблема в том, что под угрозой находится не только саудовская нефть. Сейчас через Ормузский пролив транспортируется от 20 до 21 млн баррелей нефти в сутки и нефти. Значительную часть этого составляет саудовский экспорт, но дополнительные маршруты придется искать ОАЭ, Ираку, Кувейту, Бахрейну, Катару и Ирану. Закрытие пролива или военные действия в регионе приведут к временному нарушению всех морских перевозок. Помимо сухопутного трубопровода Саудовской Аравии и трубопровода Фуджейра в ОАЭ реальных альтернатив нет, так как сухопутные или железнодорожные перевозки дают минимальные возможности. Передача объемов через трубопроводы Саудовской Аравии и ОАЭ не возможна, так как общая пропускная способность этих двух трубопроводов не превышает 10 млн баррелей в сутки, а это не составляет и 50% от текущих морских поставок через Ормузский пролив. Еще одно последствие блокады: большинство доступных супертанкеров типа VLCC и других танкеров либо будут заблокированы в Персидском заливе, либо не смогут быть перенаправлены. Пройдут дни и недели, прежде чем рынок решит эту проблему. И, вероятно, стоит ожидать скачка цен на все продукты. То же самое относится к СПГ. Далеко не все аналитики говорят о безопасности нефтяных месторождений и доступности трубопроводов. Любой военный советник посчитает, что эти варианты являются первой фазой военных действий. Если на Иран будет совершено нападение, вся арабская нефтегазовая инфраструктура превратится в цель, которую надо уничтожить (по крайней мере, в глазах Тегерана и его доверенных лиц). С географической точки зрения Тегеран в лучшем положении. Если взглянуть на большинство нефтегазодобывающих активов и инфраструктуры в арабском мире, особенно в Саудовской Аравии, ОАЭ или в Ираке, их все легко поразить ракетами ближнего радиуса действия, истребителями и даже беспилотниками. Любые нападки на Иран приведут к полномасштабной атаке на восточную провинцию Саудовской Аравии (в которой добывается 80% всей нефти и газа), морскую нефтяную инфраструктуру Абу-Даби и региональные трубопроводы. Разумеется, Иран, хуситы, Хезболла подготовили свою стратегию нефтегазовой инфраструктуры. Вашингтон, Эр-Рияд, Абу-Даби сделают все, чтобы найти решение ситуации. Однако географическое положение диктует свои законы. Подавлять страхи на рынке – это правильно. Неправильно не учитывать при этом реальное положение дел. Сообщение Нассера ─ это сообщение главы нефтяной компании, который принимает все меры предосторожности, чтобы справиться с бедствием. Султан аль Джабер, глава ADNOC, сделает то же самое. Тем не менее, рынок нефти превратился в жертву геополитических прогнозов эмоциональных лидеров, закрывающих глаза на реальность. Это противостояние ─ совершенно беспрецедентное явление, но если говорить о нефти как об оружии поражения или средства выживания. Азиатские потребители должны подготовиться к резким скачкам цен при самом оптимистичном прогнозе и отключению огромных частей своей экономики. Помимо Ормузского пролива надо принимать во внимание еще многое, особенно реакции в Йемене или Хезболлу. Нельзя забывать о негативных последствиях для европейцев. Саудовская Аравия способна на многое, но она не спасет мировую экономику в случае взрыва ситуации в Персидском заливе.