Петербуржцы нагрели монополистов на 800 млн
Поправки в Жилищный кодекс РФ, упрощающий ресурсоснабжающим организациям (РСО) процесс перехода на прямые договоры с гражданами, вступили в силу с 3 апреля 2018 года. С тех пор петербургские теплоснабжающие предприятия перевели на прямые договоры около тысячи жилых домов. Сейчас по такой схеме обслуживается 1500 домов, где зарегистрировано 130 тысяч лицевых счетов, на которые гражданам начисляется плата за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). Традиционно собственники жилья заключают договоры на предоставление ЖКУ с управляющими организациями (УО) — ЖСК, ТСЖ управляющими компаниями. А управленцы получают тепло от монополистов и поставляют его жильцам. Граждане платят за услуги управляющим, которые перечисляют эти деньги поставщикам ресурса. Поставщики взыскивают возникающие долги с управляющих, а те уже разбираются с жильцами-неплательщиками. При переходе на прямые договоры монополисты сами разбираются с гражданами-должниками, которым они поставляют тепло. Поставщики, которые в последние годы активно добивались прямых отношений с населением, поясняли, что недобросовестные управляющие, получая деньги от граждан, не отдают их монополистам. В итоге растет долг. Устранение посредников позволит сократить задолженность, говорили монополисты. На должников с прибором Однако долг, наоборот, вырос. Просроченная задолженность петербургских потребителей перед ПАО «ТГК-1» на 1 мая 2019 года составила почти 4,8 млрд рублей. Годом ранее было менее 4,3 млрд рублей (см. «Динамика задолженности потребителей за теплоснабжение в Петербурге»). Потребители ГУП «ТЭК СПб» в жилищной сфере на 1 января 2019 года задолжали компании 5,35 млрд рублей, а год назад — всего 5,1 млрд. Динамика задолженности потребителей за теплоснабжение в Петербурге Источник: данные компаний. ТГК-1 в 2019 году избавилась от 80 самых недобросовестных управляющих организаций, которые годами копили долги, некорректно выставляли счета жильцам, неверно учитывали показания общедомовых приборов учета тепла — частично рост долга объясняется этим, говорят в компании. Например, после перехода на прямые договоры в одном из домов в Московском районе у жителей выросли платежи за тепло. Гражданам начислили плату по нормативу, а не по показаниям общедомовых приборов, потому что УК не передала монополисту данные приборов учета тепла, сообщил представитель социального проекта «Давайте разберемся» Александр Богловский. Поставщики начали с нуля «У ТГК-1 на прямых платежах 723 дома, и ежемесячно их число растет на 20-30 домов, — рассказал Руслан Гарипов, заместитель главы дирекции по сбыту тепловой энергии ПАО «ТГК-1». — Новый закон дал РСО возможность расторгать договоры с нерадивыми управляющими компаниями и переходить на прямые договоры с потребителями». Но возникла новая проблема — резкий рост числа контрагентов, с которыми раньше имели дело управленцы, а теперь приходится разбираться монополистам. «Одно дело, когда у тебя тысяча контрагентов, и другое — когда сто тысяч», — добавляет Елена Михайлова, начальник департамента по правовым вопросам ТГК-1. Управляющие знали своих злостных неплательщиков и уже выстроили с ними отношения, а монополистам приходится начинать с нуля, говорят эксперты. Временные трудности Еще одна проблема — платежи граждан за общедомовые нужды. Их по-прежнему собирают с жильцов управляющие, отмечает председатель совета директоров управляющей компании «Проминвест» Александр Спиридонов. Причем УК выставляют гражданам счета за отопление лестниц, подвалов и чердаков в зависимости от площади квартиры, которую занимает жилец, а монополист требует с компании оплату за фактически отпущенные гигакалории. Тарифы для населения на общедомовые нужды намного ниже, чем реальное потребление — отсюда рост долгов, поясняет Спиридонов. Если в подвале лопнула труба и вытекает кипяток — платит за это УК. «Идея с прямыми договорами вроде хорошая, но ее пытаются реализовать, не доведя до конца», — считает Александр Спиридонов. Монополистам выгодно забирать лицевые счета жильцов у недобросовестных управляющих, которые воруют деньги граждан. Таких УО в Петербурге десятки. Честные управляющие сами стремятся избавиться от договоров с жильцами, чтобы сэкономить на администрировании. Но монополистам не интересны такие УК — они и так исправно платят, говорят участники рынка. В Петербурге свыше 2,8 тысячи управляющих организаций, которые обслуживают около 25,5 тысячи жилых домов. А лицевых счетов, на которые начисляется плата за жилищно-коммунальные услуги, — более 2 млн штук. Если все управленцы откажутся от договоров с жильцами, то у поставщиков ресурсов в 15 раз вырастет число договоров, монополистам придется увеличивать штат сотрудников по работе с клиентами. Расходы поставщиков вырастут намного больше, чем доходы от платежей населения. Поэтому ресурсники уже заявили, что не будут форсировать процесс. Насильно переводить клиентов добросовестных УК на прямые договоры не будем, говорит заместитель гендиректора по сбыту ГУП «ТЭК» Юрий Тельтевский. Проблемы роста долгов временные, уверены участники рынка. Когда монополисты избавятся от злостных должников УК и наладят работу с прямыми договорами, собираемость платежей вырастет.