Vice (США): Россия собирается транспортировать свой «плавучий Чернобыль» через полярный круг в Арктику
Как сообщает издание Эн-пи-ар, строительство плавучей атомной электростанции длилось девять лет, и теперь она наконец готова к применению. Два реактора этой станции помещены на 150-метровую платформу, которую буксиры доставят в Арктику по Северному морскому пути, сообщает Си-эн-эн. Ожидается, что отправка этой станции произойдет уже в следующем месяце. Станция будет доставлена в крохотный портовый город Певек, расположенный в 4 тысячах 800 километрах от Мурманска, где она находится в настоящий момент. Там ее будут использовать для обеспечения электроэнергией операций по добычи нефти и газа на Чукотке. Критики видят в этой атомной электростанции «плавучий Чернобыль» — это отсылка к советской атомной электростанции, которая взорвалась в 1986 году. Между тем президент России Владимир Путин видит в ней плавучий знак доллара: эта станция будет обеспечивать реализацию амбиций России в Арктике, в первую очередь добычу ископаемого топлива, запасы которого в Сибири постепенно начинают истощаться, как сообщает Си-эн-эн. Эта станция, получившая название «Академик Ломоносов», является ключевым звеном в российских планах по экономическому развитию Арктики и по добыче нефти и газа в этом регионе. Некоторые из населенных пунктов на территории российской Арктики находятся чрезвычайно далеко, и российские чиновники надеются, что плавучая атомная электростанция поможет обеспечить их электроэнергией. Освоение Арктики Россией вызывает массу опасений геополитического характера в США. По мере таяния арктических льдов США приходится все активнее соперничать с такими странами, как Россия, Китай и Канада, за господство в регионе и за контроль над месторождениями нефти, которые теперь становятся более доступными. Однако в Арктике ведутся не только геополитические игры. Бизнес тоже обращает на нее пристальное внимание. Северо-Западный проход — морской путь, ведущий из Европы в Тихий океан через Арктику, — становится все более пригодным для навигации. Поэтому теперь не только правительства арктических государств соперничают между собой за доступ к этому спорному региону, чтобы реализовать там свои геополитические интересы. Теперь туда стремятся попасть и коммерческие суда. На этой неделе круизный корабль на аккумуляторной батарее выйдет из Норвегии, проследует по Северо-Западному проходу и сделает остановку на Аляске, прежде чем направиться к Южному полюсу. Стоимость билета на этот рейс начинается от 9 тысяч долларов. Некоторые эксперты по атомной энергии и защитники окружающей среды предупреждают, что эта российская атомная станция — поскольку она плавучая — возможно, не обладает всеми теми характеристиками, которые позволили бы сделать ее работу безопасной. Организация «Гринпис» назвала эту станцию «Чернобылем на льду» и решительно выступила против самой идеи плавучей атомной станции. Однако прежде атомные реакторы уже устанавливались на корабли и подводные лодки, и они действительно подключались к электрическим сетям, чтобы питать энергией крупные и мелкие населенные пункты на суше. Американский военный корабль времен Второй мировой войны подключился к сети в Панаме, где он обеспечивал электричеством гражданские и военные объекты вплоть до 1976 года, как сообщает «Арс текника». Тем не менее, память о ядерной катастрофе в Фукусиме в 2011 году, где в результате удара стихии вышли из строя три атомных реактора, до сих пор свежа. Ученые, работающие над российской атомной станцией, говорят, что они усвоили уроки Фукусимы. «Эта платформа не оторвется от швартовых даже в условиях цунами в 9 баллов», — заявил Дмитрий Алексеенко, заместитель директора Ломоносовского завода. Но многих его слова не убедили. Эксперты организации «Беллона» (Bellona), которая ведет наблюдение за атомными проектами, подготовили доклад, где говорится, что, если по этой плавучей станции ударит цунами, ее может вынеси на берег вблизи населенных пунктов, и никаких надежных способов предотвратить расплавление реактора в этом случае не будет.