Войти в почту

«Жадные капиталисты зарабатывают деньги только ради себя». Интервью с японским миллиардером-филантропом

Соитиро Фукутаке — президент Benesse Art Site Naoshima, председатель правления Фонда Фукутаке. В 1973 году начал работать в Fukutake Publishing (ныне Benesse Holdings, Inc.), последние 12 лет — председатель правления и генеральный директор компании. На протяжении более чем 30 лет Фукутаке возглавляет инициативу по возрождению региона, охватывающего острова Наосима, Тэсима и Инудзима. В рамках проекта Benesse Art Site Naoshima здесь появились объекты знаменитых художников и архитекторов — Кусамы, Тадао Андо и других. Сейчас это один из главных японских и международных центров искусства. Давайте начнем наш разговор с глобального вопроса. В чем, как вы думаете, состоит ответственность отдельного человека в эпоху катастроф? Я думаю, прежде всего, что ответственность человека — жить не только руководствуясь своими желаниями. В 2010-м году я создал компанию для распространения электромобилей. Я считаю, что если каждый пересядет с обычного автомобиля на электромобили, то это вполне может быть засчитано как ответственность этого человека. Вы рассказываете вашим детям о том, что мы должны ответственно относиться к окружающему миру? Десять лет назад я собрал вместе всех внуков, и мы поехали в Новую Зеландию. Это страна, где много природы и доброе отношение к окружающей среде. А если мы говорим о работе, то я всегда занимаюсь образованием — один из главных наших проектов связан с этой темой. Мы много рассказываем о том, чему в школе не учат. А на нашей лекции в «Гараже» будем рассказывать в основном о том, как мы восстановили острова, которые были разрушены в результате индустриальной деятельности. Вы поддерживаете этот проект на протяжение 30 лет. Сколько вы за это время вложили денег? И как вы решились на это — отдавать столько сил внимания и заботы тому, что вам не принадлежит? Что касается суммы, я не могу точно сказать, но примерно это равно стоимости строительства знания в Токио среднего размера. По крайней мере, в то время, когда я это начинал, это столько стоило. Но сейчас, если кто-то захочет последовать моему примеру, это будет стоить дороже. А ответ на второй вопрос очень простой: мой отец захотел там открыть детский лагерь. Как парк существует в смысле своей экономической модели? Там расположена знаменитая работа Кусамы, увидеть которую хотят многие, и не только она. Фактически ваш парк с искусством — это музей под открытым небом. Приносит ли это вам какой-нибудь доход или по-прежнему требует серьезных вложений от вас? Есть понятие капитализм общего благополучия. И это то, что я очень сильно поддерживаю и распространяю. Мне не нравится, что жадные капиталисты хотят зарабатывать деньги только ради самих себя. Я считаю, что каждому предприятию нужно иметь юридическое лицо и 5-10 процентов от прибыли всегда должны отправляться туда. А это юридическое лицо уже должно создавать что-то полезное для людей. Кроме того, у нашей семьи есть деньги, которые нам приносит общий бизнес. На эти средства мы покупаем искусство и дарим его юридическим лицам. Подобная деятельность нашей семьи реализована как фонд. И еще в Сингапуре есть траст, и наш фонд Фукутаке получает от него деньги. Вы фактически дарите искусство незнакомым людям: обществу парку и так далее. Вам не хочется что-то забрать себе домой, например, тыковку Кусамы, о которой мы говорили ранее? Нет. Почему человек должен иметь что-то сам? Я не понимаю таких людей. А легко ли вам в принципе тратить деньги на себя, думая, что вы могли бы потратить их на общественные нужды? Для меня это не противоречие. Кроме того, мне не интересно заниматься роскошью — по крайней мере, для самого себя. Это хлопотно. В Америке у поддержки культуры есть серьезный стимул с налоговым вычетом. Думаете ли вы, что государство должно серьезнее поощрять людей заниматься культурой или это все же выбор отдельного человека? Звучит неплохо, хотя в Японии такого нет. И несмотря на это я поддерживал культуру и буду ее поддерживать. Если человек покупает и дарит арт-объект только для того, чтобы вычесть у себя налог… ну это как-то странно. Я считаю, что получать прибыль и богатеть — это не конечная цель, а способ. Уже чего — для каждого по-разному. Для меня это искусство и помощь региону. Как человек, который столько времени занимался красотой, как вы думаете, что такое красота? Это культура. Я считаю что культура — самое важное в мире. И я часто говорю, что экономика служит культуре. Без культуры каждая страна не становится индивидуальной. Думаете ли вы что ваша работа с островами — это очень японский подход к преобразованию пространства? Считаете ли вы, что ваш проект это именно воплощение японской культуры? Я считаю, что для культуры важно создать хорошее общество. А искусство играет в этом очень важную роль, и вот почему я этим занимаюсь. Какие объекты парка ваши любимые? Может быть, например, Тадао Андо и его павильон заставляют вас мечтать или плакать. Я люблю вообще этот регион целиком. И не только я: National Geo в последних журналах, в том числе и в 2018-м году отмечал его как главную точку, которую человек должен посетить. О чем вы думаете, когда там гуляете? Я ничего не думаю в этот момент. Если бы вы могли изменить что-то одно в мире, то что бы это было? Я уже давно занимаюсь созданием хорошего общества. А если вижу, что общество нехорошее, стараюсь его изменить. Люди должны быть счастливыми, а только жизнь в хорошем обществе приносит счастье.

«Жадные капиталисты зарабатывают деньги только ради себя». Интервью с японским миллиардером-филантропом
© Forbes.ru