Ещё

«Жадные капиталисты зарабатывают деньги только ради себя». Интервью с японским миллиардером-филантропом 

Фото: Forbes.ru
Соитиро Фукутаке — президент Benesse Art Site Naoshima, председатель правления Фонда Фукутаке. В 1973 году начал работать в Fukutake Publishing (ныне Benesse Holdings, Inc.), последние 12 лет — председатель правления и генеральный директор компании. На протяжении более чем 30 лет Фукутаке возглавляет инициативу по возрождению региона, охватывающего острова Наосима, Тэсима и Инудзима. В рамках проекта Benesse Art Site Naoshima здесь появились объекты знаменитых художников и архитекторов — Кусамы, Тадао Андо и других. Сейчас это один из главных японских и международных центров искусства.
Давайте начнем наш разговор с глобального вопроса. В чем, как вы думаете, состоит ответственность отдельного человека в эпоху катастроф?
Я думаю, прежде всего, что ответственность человека — жить не только руководствуясь своими желаниями. В 2010-м году я создал компанию для распространения электромобилей. Я считаю, что если каждый пересядет с обычного автомобиля на электромобили, то это вполне может быть засчитано как ответственность этого человека.
Вы рассказываете вашим детям о том, что мы должны ответственно относиться к окружающему миру?
Десять лет назад я собрал вместе всех внуков, и мы поехали в . Это страна, где много природы и доброе отношение к окружающей среде. А если мы говорим о работе, то я всегда занимаюсь образованием — один из главных наших проектов связан с этой темой. Мы много рассказываем о том, чему в школе не учат.
А на нашей лекции в «Гараже» будем рассказывать в основном о том, как мы восстановили острова, которые были разрушены в результате индустриальной деятельности.
Вы поддерживаете этот проект на протяжение 30 лет. Сколько вы за это время вложили денег? И как вы решились на это — отдавать столько сил внимания и заботы тому, что вам не принадлежит?
Что касается суммы, я не могу точно сказать, но примерно это равно стоимости строительства знания в Токио среднего размера. По крайней мере, в то время, когда я это начинал, это столько стоило. Но сейчас, если кто-то захочет последовать моему примеру, это будет стоить дороже.
А ответ на второй вопрос очень простой: мой отец захотел там открыть детский лагерь.
Как парк существует в смысле своей экономической модели? Там расположена знаменитая работа Кусамы, увидеть которую хотят многие, и не только она. Фактически ваш парк с искусством — это музей под открытым небом. Приносит ли это вам какой-нибудь доход или по-прежнему требует серьезных вложений от вас?
Есть понятие капитализм общего благополучия. И это то, что я очень сильно поддерживаю и распространяю. Мне не нравится, что жадные капиталисты хотят зарабатывать деньги только ради самих себя. Я считаю, что каждому предприятию нужно иметь юридическое лицо и 5-10 процентов от прибыли всегда должны отправляться туда. А это юридическое лицо уже должно создавать что-то полезное для людей.
Кроме того, у нашей семьи есть деньги, которые нам приносит общий бизнес. На эти средства мы покупаем искусство и дарим его юридическим лицам. Подобная деятельность нашей семьи реализована как фонд. И еще в Сингапуре есть траст, и наш фонд Фукутаке получает от него деньги.
Вы фактически дарите искусство незнакомым людям: обществу парку и так далее. Вам не хочется что-то забрать себе домой, например, тыковку Кусамы, о которой мы говорили ранее?
Нет. Почему человек должен иметь что-то сам? Я не понимаю таких людей.
А легко ли вам в принципе тратить деньги на себя, думая, что вы могли бы потратить их на общественные нужды?
Для меня это не противоречие. Кроме того, мне не интересно заниматься роскошью — по крайней мере, для самого себя. Это хлопотно.
В Америке у поддержки культуры есть серьезный стимул с налоговым вычетом. Думаете ли вы, что государство должно серьезнее поощрять людей заниматься культурой или это все же выбор отдельного человека?
Звучит неплохо, хотя в Японии такого нет. И несмотря на это я поддерживал культуру и буду ее поддерживать. Если человек покупает и дарит арт-объект только для того, чтобы вычесть у себя налог… ну это как-то странно. Я считаю, что получать прибыль и богатеть — это не конечная цель, а способ. Уже чего — для каждого по-разному. Для меня это искусство и помощь региону.
Как человек, который столько времени занимался красотой, как вы думаете, что такое красота?
Это культура. Я считаю что культура — самое важное в мире. И я часто говорю, что экономика служит культуре. Без культуры каждая страна не становится индивидуальной.
Думаете ли вы что ваша работа с островами — это очень японский подход к преобразованию пространства? Считаете ли вы, что ваш проект это именно воплощение японской культуры?
Я считаю, что для культуры важно создать хорошее общество. А искусство играет в этом очень важную роль, и вот почему я этим занимаюсь.
Какие объекты парка ваши любимые? Может быть, например, Тадао Андо и его павильон заставляют вас мечтать или плакать.
Я люблю вообще этот регион целиком. И не только я: National Geo в последних журналах, в том числе и в 2018-м году отмечал его как главную точку, которую человек должен посетить.
О чем вы думаете, когда там гуляете?
Я ничего не думаю в этот момент.
Если бы вы могли изменить что-то одно в мире, то что бы это было?
Я уже давно занимаюсь созданием хорошего общества. А если вижу, что общество нехорошее, стараюсь его изменить. Люди должны быть счастливыми, а только жизнь в хорошем обществе приносит счастье.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео