Войти в почту

Топ-5 венчурных сделок июня: подержанные кроссовки, Slack для банков и 3D-печать в массы

На фоне крупных соглашений (в основном, предварительных), подписанных на ПМЭФ, в этом месяце можно было выловить несколько новостей, связанных с инвестициями. VEB Ventures, преемник ВЭБ Инновации, запускает несколько фондов на 36,3 миллиарда рублей, РФПИ запускает два фонда общим объемом 3 миллиарда рублей, а РВК финансирует три фонда с Минпромторгом и Минэком, а также открытый для управляющих образовательный фонд общим объемом 18,5 миллиарда рублей. На фоне этого фонд РЖД и Ростеха на $100 миллионов выглядит небольшим. Вишенка на торте – запуск нового фонда на $50 миллионов от Starta Ventures. В общей сложности российский инвестиционный рынок наполнился капиталом на $4 миллиарда. Для нашего рынка это значительно. И это была бы самая положительная новость, если бы не выходы – в рейтинг они не попали, но не упомянуть не могу. Так, ФРИИ вышел из проекта Aplaut (ранее – Shoppilot), продав его Admitad Invest, венчурный фонд Vaizra Investments продал свою долю в приложении Houseparty в рамках поглощения стартапа акционером Fortnite, холдингом Epic Games, а Runa Capital с Almaz Capital продали за алмазы и золотые руны компанию Acumatica фонду EQT Partners. Это еще более позитивно! На этой ноте переходим к самым интересным глобальным сделкам. Топ-5 венчурных сделок Пятое место: маркетплейс для продажи люксовой одежды и аксессуаров StockX поднял $110 миллионов по оценке $1 миллиард Шэринг-экономика для богатых. Или для тех, кто хочет дотянуться. Компания StockX начинала как маркетплейс для продажи брендовых дорогих кроссовок, но теперь расширила ассортимент до одежды, аксессуаров, сумок и часов. Новыми инвесторами в этом раунде выступили General Atlantic, DST Global Юрия Мильнера и GGV Capital, а дополнительный капитал обеспечили текущие инвесторы в лице GV и Battery Ventures. Battery Ventures был лид-инвестором прошлого раунда, но оценка неизвестна, поэтому переоценку мы понять не можем. Зато видим, что всего проект поднял $160 миллионов, при этом текущие $110 миллионов составляют основную долю. Всего в компании трудится 800 человек, а продажи достигают $100 миллионов в месяц (получается ARR порядка $1,2 миллиарда в год). Прибыль (полагаю, что валовая) достигает 25% с продаж – то есть реальная выручка проекта должна быть на уровне $300 миллионов в год (на основе ARR). На самом деле, это крайне удивительно, поскольку получается мультипликатор к выручке на уровне 3,3х – это крайне низко для современного бума венчурного рынка. Может быть, всему виной беспокойство брендов, которые часто помечают продукцию как товар «не для перепродажи», но до реальных разборок пока что не дошло. По оценкам инвестиционного банка Cowen, рынок вторичной продажи одежды и обуви достигает в этом году $2 миллиарда (то есть у StockX более 50% рынка), а к 2025 году он должен допрыгнуть до $6 миллиардов в объеме. Источник Четвертое место: мессенджер с Уолл Стрит Symphony привлек $165 миллионов по оценке $1,4 миллиарда Похождения Slack, который недавно сделал прямой листинг на бирже и получил дополнительно 48% к ожидаемой оценке (и принесший более 3х только к последнему раунду финансирования), не оставляют предпринимателей. Конкурент, который фокусируется на финансовом секторе, привлек $165 миллионов и довел общий объем финансирования до $461 миллиона. Лид-инвесторами в этом раунде выступили Mitsubishi UFJ Financial Group и Standard Chartered Bank. Последний присоединился к еще 14-ти банкам, которые уже инвестировали в платформу, а именно, including Bank of America, BlackRock, Citibank, Deutsche Bank, Goldman Sachs, HSBC и JP Morgan. В число других инвесторов также входят Google, Lakestar, Merus Capital. Компания сейчас обслуживает 425 тысяч платящих пользователей (в 2017 году было 200 тысяч) из 400 корпоративных клиентов. Самое интересное, что у Slack на начало 2019 года было 85 тысяч платящих пользователей. Так что их пользователь оценивается в несколько раз дороже. Отношение мало что даст, потому что финансовые показатели Symphony неизвестны. Symphony тратит большие средства на интеграцию, потому что для клиентов важна безопасность. Но в будущем планирует двигаться также в сторону автоматизации работы команд, создавать боты и прочее. Источник Третье место: необанк Monzo получил от инвесторов $144 миллиона по оценке $2,5 миллиарда. Monzo стал единорогом в прошлом году и занял пятое место в подборке сделок за октябрь 2018 года. Он стал вторым самым дорогим финтех-единорогом Европы после немецкого N26 (оценивается в $2,7 миллиарда по последнему раунду). Monzo работает в основном в Великобритании и наиболее активно конкурирует с Revolut, который оценивался на последнем раунде в $1,5 миллиарда. Теперь Monzo дороже и почти дотянулся до N26. Раунд достаточно диверсифицированный, инвесторами выступили Latitude, General Catalyst, Stripe, Passion Capital, Thrive, Goodwater, Accel и Orange Digital Ventures. Но лид-инвестором в этом раунде выступил YC's Continuity Fund. Но штука в том, что Monzo не является YC alumni. Что не помешало дать денег. Может быть, причина участия YC заключается в том, что недавно Monzo публично объявил об экспансии в США. Ключевой конкурент же, Revolut, стремится в Азию и в страны с развивающимся рынком. Складывается ощущение, что Revolut идет за бизнесом, а Monzo за капитализацией. В прошлом году у Monzo было 750 тысяч клиентов, а у Revolut на прошлом раунде было 2 миллиона. По данным компании, в месяц они получают порядка 200 тысяч заявок. Если предположить, что все они одобряются, то сейчас клиентская база Monzo может достигать 1,9 миллиона – в этом случае каждый клиент оценивается инвесторами в более чем $1 300. У Revolut на прошлом раунде финансирования клиент оценивался в $850. Кстати, клиент N26 оценивался в $1 174 – тут уже Monzo мог взять верх. Источник Второе место: сервис для выпуска карт для стартапов Brex был оценен в $2,6 миллиарда после привлечения инвестиций в $100 миллионов В рейтинг врывается третье место из октябрьской подборки прошлого года и восьмое место из подборки сделок за год. Ему понадобилось два года, чтобы стать единорогом, а сейчас он вырос в стоимости в 2,5 раза за последние девять месяцев. Лид-инвестором выступил Kleiner Perkins, а соинвестировали с ним DST Global, Insight Venture Partners, Y Combinator и Greenoaks Capital. В отличие от Monzo Brex является выпускником YC. Выдохнули! Напомню про бизнес Brex. Они выпускают корпоративные кредитные карты стартапам, которым отказывают обычные банки. Brex дает до 20 раз больший кредитный лимит компаниям на ранней стадии, но часто вводит ограничение по времени – отрицательный баланс можно держать не более одного месяца. Но каждая карточка стоит $5 в месяц, поэтому пользоваться нужно активно. После прошлого раунда Brex расширил горизонты и выпустил специальные продукты для e-commerce-компаний. И в этом сегменте Brex также активно растет. Ранее я обращал внимание, что цель по обороту на 2018 год – $300 миллионов, а на 2019 – $1,5 миллиарда. То есть текущий раунд закрывается по 1,7х прогнозного оборота, если он не был изменен. Источник Первое место: платформа для 3D-печати Carbon подняла $260 миллионов по оценке $2,4 миллиарда Это быстро, это работает, и это по-настоящему круто! Если вы думаете купить кроссовки, смело идите в Adidas и покупайте свеженапечатанные специально для вас. Лид-инвесторами выступили Madrone Capital Partners и Baillie Gifford. А соинвесторами выступили Sequoia Capital, Adidas Ventures, Johnson & Johnson Innovation, Fidelity, JSR Corporation, Temasek, и Arkema. В 2017 году на прошлом раунде стартап был оценен в $1,7 миллиарда. Текущая оценка выше на 40%. Carbon с учетом текущего раунда уже поднял внушительные $680 миллионов. Carbon выводит отрасль 3D-печати на новый уровень – массовый. Ранее Carbon печатал полимерные детали для разных моделей Ford и Lamborgini, а также делал другие около промышленные компоненты. Но проект с Adidas выводит на другой уровень идею любого дистрибутора – идею отсутствия запасов. Ведь можно просто печатать. Компания была основана в 2013 году, и сейчас в ней работают 400 человек. Источник Бонус В этом месяце хотелось бы отметить также ряд интересных международных сделок, которые не попали в подборку. Tempus, новый проект основателя Groupon Эрика Лефковски, привлек $200 миллионов. Оценка неизвестна, но судя по всему, мы еще не раз про него услышим. Стартап в области кибербезопасности KnowBe4, который разрабатывает платформу для симуляции фишинга, поднял $300 миллионов по оценке $1 миллиард от KKR и соинвесторов. Сервис по защите данных по подписке Druva привлек $130 миллионов по оценке $1 миллиард. Twitter сделал свою первую инвестицию – $50 миллионов в ShareChat в рамках раунда на $100 миллионов, который оценил проект в $600-650 миллионов. Платформа для заказа фото Meero привлекла $230 миллионов от Eurazeo, Prime Ventures и Avenir Growth. SoftBank тоже инвестирует – он вложил $205 миллионов в медтех-проект Collective Health. И несколько сделок с российскими проектами или с участием фондов родом из России: РФПИ с соинвесторами вкладывает $40 миллионов в онлайн-кинотеатр Ivi. Target Global сделал несколько сделок в финтехе, поддержав берлинское агентство недвижимости McMakler в раунде на €50 миллионов и поучаствовав в раунде на $42 миллиона страхового стартапа Zego FortRoss присоединился к GV в раунде на $30 миллионов сервиса по размещению рекламы на такси Firefly А сервис Grabr привлек $1 миллион от SD Ventures. На этом все. Спасибо, что дочитали до конца! Материалы по теме: «Иногда компании пытаются решать акционерные вопросы по-пацански»: управляющий партнер Flint Capital Дмитрий Смирнов о важности команды, поведении 7 вопросов для успешных переговоров Как вести переговоры о самой важной сделке в жизни «Не уходите в презентацию с головой»: инвесторы рассказали, как привлечь их внимание Как инвесторы предсказывают падение и рост акций по снимкам из космоса Фото на обложке: Unsplash

Топ-5 венчурных сделок июня: подержанные кроссовки, Slack для банков и 3D-печать в массы
© RB.ru