Тиждень (Украина): европейская капитуляция
Два года —с момента последнего визита Путина в Версальский дворец в мае 2017-го года — высокое российское руководство не посещало Францию. Визит Медведева не позволил небольшому перерыву в контактах стать принципом. «Санкции — это не постоянный режим, это лишь этап, который может быть в любой момент отменен», — успокоил московского гостя премьер-министр Франции Эдуар Филипп. И не ошибся! В тот самый день, когда руководители двух правительств обсуждали в Гавре перспективы взаимовыгодного бизнеса, французская делегация в Страсбурге в полном составе проголосовала за изменение регламента Парламентской ассамблеи Совета Европы, что позволит РФ вернуться в зал заседаний организации, не выполнив условий, предусмотренных санкциями. «Совет Европы — это не та структура, где должен решаться геополитический кризис между Россией и Украиной, — повторяет в интервью и в выступлениях госсекретарь Франции по европейским делам Амели де Моншален. — Мы здесь не занимаемся геополитикой, ценности, которые мы защищаем, — это права человека, мужчины, женщины, ребенка…» Вот такая новая французская дискуссия о войне на Украине. Никогда не было такого, чтобы агрессора и его жертву приравнивали друг к другу. Как будто два соседних государства поссорились, не зная из-за чего, и каждое из них в одинаковой степени отвечает за тот набивший оскомину «геополитический кризис», мешающий нашим справедливым европейцам сполна отдаться защите прав «мужчины, женщины, ребенка». Да и Медведев готов «открыть новое пространство для диалога с Россией», цитирует AFP пресс-службу французского правительства. А тут какая-то война, аннексия, санкции и неуступчивая Украина. Однако, нельзя сказать, что французская позиция стала неожиданностью. Неделю назад на совместной пресс-конференции с Зеленским в том же духе высказался Эммануэль Макрон. «Мы рады, что вы готовы протянуть руку населению сепаратистской зоны», — подчеркнул он, обращаясь к украинскому лидеру. Что в той руке и на какие именно жесты надеется Макрон, пока официальной конкретики нет. Важно другое: в день визита Зеленского, подготовка к приезду Медведева практически закончилась. Это предстоящее событие публично освещали российские журналисты. Восстановление сотрудничества с Россией, даже несмотря на агрессию на Украине, причастность к войне в Сирии и очевидное московское вмешательство в события в Молдавии, не только со стороны Франции, но и со стороны Италии, Германии, Великобритании и других государств выглядит преждевременным еще и потому, что позиции российского лидера по разным причинам ослабели. Дело журналиста Ивана Голунова продемонстрировало, что Путин уже не имеет такой монолитной поддержки на Родине. Подходит четвертый срок его пребывания у власти, и как бы пренебрежительно россияне не относились к своей Конституции, выдвигаться на пятый срок ему будет проблематично. Российская экономика переживает не лучшие времена. Тут самое время воспользоваться ослаблением позиций оппонента и вынудить его к уступкам хотя бы в вопросе освобождения политзаключенных. Но нет! Европейские столицы решили снискать благосклонность агрессора просто так, без видимых причин. Пять лет назад, после аннексии Крыма и оккупации части Донбасса, Совет Европы ввел против России санкции, апеллируя, в частности, к правам человека: на жизнь, на безопасность, на свободу действий и слова. В 2015-м году они были дополнительно привязаны к выполнению минских соглашений. Никаких концептуальных противоречий тогда не возникло. Но ныне старейшему в Европе органу межпарламентского сотрудничества срочно понадобились новые ценности. Аргумент, который нашли для себя руководители Франции, — интересы русского народа, которому якобы не прожить без возможности для обращения в Европейский суд по правам человека. Это ничего, что принцип верховенства национального права в РФ превалирует над международным, а значит, решение ЕСПЧ Москва даже не собирается выполнять? «Политическая целесообразность победила принципы и ценности, — прокомментировал ситуацию председатель украинской парламентской делегации Владимир Арьев. — Мы сделали все, чтобы санкции были введены. Если Россию возвращают в ПАСЕ, безусловно, с этим ничего нельзя поделать. Эта организация полностью себя дискредитирует». За пять лет с момента введения санкций, Москва не то что не отказалась от присвоенных украинских земель, а даже на полслова не изменила своей манипулятивной риторики. Изменения в регламенте, утвержденные 118 голосами «за» при 62 «против», поощряют дальнейшее вторжение и новые войны, потворствуют безнаказанности и безответственности. Удивила ли ПАСЕ результатами голосования? Даже нет. Структура давно не является бастионом несгибаемых принципов. Комментируя ситуацию в Совете Европы, член украинской делегации Ирина Геращенко назвала нынешнюю главу ПАСЕ Лилиан Мари Паскье «Аграмунтом в юбке». Испанец Педро Аграмунт, предыдущий глава Ассамблеи, откровенно подыгрывал россиянам и игнорировал принципы. Его жестко критиковали и со скандалом переизбирали. Предшественник Аграмунта француз Жан-Клод Миньон также не был воплощением высокой морали в политике. Надеясь заменить Торбьерна Ягланда во главе Совета Европы, он в свое время объездил едва ли не все страны-члены, лоббируя свою кандидатуру. Что уж говорить про Мевлюта Чавушоглу — искреннего друга Партии регионов и партнера «Единой России»! От одного руководителя к другому ПАСЕ постепенно превращалась в структуру, которая работает сама на себя и больше всего заботится, как прокормить своих 2,3 тыс. чиновников и 1 тыс. дипломатов. В этом смысле позорное голосование за изменения в регламент — вполне логичный и прогнозируемый шаг. За день до начала летней сессии ПАСЕ газета «Ле монд» (Le Monde) опубликовала статью «Российский шпион в Совете Европы». В публикации речь шла об одном из резидентов ГРУ Валерии Левицком, которому было указано на двери в апреле 2018-го года. Он работал на посту генерального консула РФ в Страсбурге. Журнал отмечает, что, если бы не жест солидарности с Великобританией по делу Скрипаля, Левицкий до сих пор находился бы во Франции и дальше проводил бы свою тайную деятельность. Le Monde характеризует Совет Европы как «институцию, мало известную широкой публике, которая объединяет 47 стран вместе с Россией и Турцией, а также государства-наблюдатели, которые не находятся вне зоны интересов Москвы… Это второстепенная дипломатическая площадка дает возможность России распространять свои тезисы в странах и вредить тем, кто разоблачает ее антидемократическую практику». Рассказывают, что генсеку СЕ Турбьерну Ягланду не понравилась ни сама публикация в Le Monde, ни упоминание в ней о его «привилегированном контакте» с российским шпионом. Однако, российское влияние в институции так очевидно, что стоит говорить не о сугубо шпионской сети, а о значительно расширенном, в определенном смысле, опасном явлении. Речь о банализации российских преступлений в Сирии и на Украине, на Кавказе и в Молдавии, в Африке и других уголках вселенной. Этот факт прослеживается в выступлениях многочисленных европейских депутатов, которые настаивают на «бесперспективности санкций», «необходимости диалога с Россией», «отличии русского народа от российского руководства»… Неважно, за деньги или по глупости западные политики продвигают российские месседжи. Важно понимать, что таким образом структура не просто ослабляется, а теряет смысл к существованию. А тем временем в Гаврии Эдуар Филипп и Дмитрий Медведев пообщались об Украине без Украины (это становится правилом?), обусловили следующие шаги двустороннего сотрудничества и подумали вместе, как построить «новые правила доверия и безопасности». Именно такую загадочную формулировку два года назад придумал Макрон. ««Париж всегда цепляется за российскую тему, когда отношения с Вашингтоном и Лондоном усложняются», — говорит французский коллега, скорее объясняя, чем оправдывая политику своей страны. — Осенью 1944-го года генерал де Голль даже ездил в гости к Сталину. Так появилась концепция «от Бреста до Урала», на которую любят ссылаться последователи де Голля. Оно все так, но де Голль в 1944-м году не согласился в который раз разорвать Польшу, как хотел Сталин, и вернулся в Париж ни с чем. Макрон, к сожалению, не де Голль: не те принципы и не то видение. Политика уступок Москве, что предпринимается ныне по всем направлениям, кажется опасным проявлением слабости, что в стратегической перспективе может превратиться в программу по самоуничтожению. Какой-то запас прочности у французов в резерве есть, но он не такой внушительный, как экспансионистские аппетиты Кремля, но их никто, кроме Украины, похоже, не собирается сдерживать.