Дома для антиподов и инопланетян
Дома-перевёртыши — аттракцион, позволяющий посетителям пройтись, подобно мухе, по потолку между люстр, наблюдая над собой перевернутую мебель, популярный во всем мире. Самый первый из них был построен в Польше, в 2007 году в маленьком городке Шимбарк. Бизнесмен Владимир Мельничук специализируется на строительстве перевёрнутых домов в российских городах. В 2018 году оборот компании «Культ-строй» составил 6,5 млн рублей; в 16 российских городах уже стоят перевёрнутые дома от Мельничука, а количество городов, откуда поступают заявки на строительство, стабильно растёт. Предприниматель рассказал, как простая идея помогла ему уйти с наёмной работы и открыть свой бизнес, как он превратил дома в «музеи» и что будет делать, когда перевёрнутые дома утратят популярность. Все началось в Ростове Владимир Мельничук впервые узнал о перевёрнутых домах в 2014 году, когда только устроился работать дилером в строительную компанию после нескольких лет работы по найму в рекламе и рыбном производстве. Поступил заказ на строительство перевёрнутого дома в Ростове-на-Дону от Эдуарда Кононенко, который уже владел таким аттракционом в Волгограде. Мельничук руководил проектом по строительству перевёрнутого дома площадью 110 кв. м, это стоило 5,5 млн рублей. Когда дом был готов, Кононенко попросил Владимира заниматься управлением проекта и дальше — привлекать посетителей, журналистов, создавать события, формировать хороший сервис. Мельничук погрузился в это с большим удовольствием: провёл «огромную работу» со СМИ, анонсировал открытие дома в социальных сетях и был впечатлён резонансом. К перевёрнутому дому было приковано всеобщее внимание, посетители восхищались необычным музеем, детей было просто не вытащить, билеты расходились бойко. При стоимости входа в 300 рублей дом был всегда наполнен и окупился меньше, чем за год. Перевернуть цену Тогда Мельничук задумался о том, что можно было бы сформировать предложение и продвигать перевёрнутые дома в других городах. Эдуарду это было неинтересно, он попросил Владимира заниматься этим уже самостоятельно. Объявление о строительстве перевёрнутых домов по уникальной технологии Мельничук повесил на «Авито» и на «РБК Бизторг» в 2015 году. Заявки на строительство приходили, но большинство заказывать дом не решались — «слишком дорого». Владимир решил, что можно урезать траты на строительство: попросил инженеров спроектировать маленький дом в 60 кв. м, но в 2 этажа. Инженеры при этом предусмотрели небольшой наклон дома в 2 плоскостях. «Строить маленький перевёрнутый дом было рискованно, — говорит Мельничук. — В России таких домов ещё не было». В этот момент нашёлся первый заказчик из Ярославля — его дом стоил 3,3 млн рублей, но затраты окупились за 10 месяцев. В Ставрополе такой дом Мельничук построил уже на деньги инвестора, затраты окупились через год. Сейчас таких домов 16 в разных городах. Предприниматель говорит, что при открытии перевёрнутого дома важно позиционировать арендодателю его как музей. По стандартным ставкам аренды быстрой окупаемости не достичь. Землю старались выбирать в парках, но не возле торговых центров. Арендодателям объясняли, что перевёрнутый дом — это арт-объект, что он притягивает посетителей сам по себе, не используя трафик существующего места. Аренда при этом не превышала 500 тысяч рублей в год. Для людей и инопланетян Мельничук продаёт дома по 2 схемам. В первом случае (сумма около миллиона) он передаёт проектную документацию строительства дома и сами металлические конструкции для создания 2 плоскостей будущего дома — они крепятся под углом в 10-15 градусов. И покупатель строит дальше дом сам. Но на практике сами строят единицы. Во втором случае к миллиону прибавляется сумма за строительство дома и переезд и проживание рабочих (работает одна и та же бригада из Ростова-на-Дону). Иногда заказчики сами делают отделку дома: чтобы прикрепить гипсокартон, приезд рабочих из другого города не нужен. Мельничук продает партнерам не только каркас и проект. Параллельно он даёт рекомендации, как представить дом в СМИ, как привлечь блогеров, вести SMM, какие именно фото и видео ставить, как проводить конкурсы. Мельничук говорит, что, кроме его «Культ-строя», компаний, которые бы строили перевёрнутые дома по всей России на потоке, больше нет. Есть отдельные предприниматели, которые строили такие дома на побережье Чёрного моря и в Сибири. В 2017 году Мельничук построил первый дом-великан в Ростове-на-Дону. Эксперимент стоил 1,5 млн рублей. За 6 мес. его посетили 13 тыс. человек, купив билеты по 300 и 100 рублей. Но подвело то, что договор с арендодателем подписали, привязав арендную плату к выручке. Росли продажи — росла и арендная плата. Затем этот дом перевезли в Сочи, где он стоит до сих пор. Таких домов теперь 4. Для двух новых заказчиков развили новое направление — построили музей инопланетян, где посетители могут увидеть скульптуры инопланетян, узнать о фактах и разоблачениях существования внеземной жизни. «Нужно выделяться» В своём ООО Владимир Мельниченко — генеральный директор и единственный сотрудник. Рабочих и другой персонал он нанимает за сдельную оплату или заключает договор на аутсорсинг. На продвижение в год уходит 600 тыс. рублей. В 2017 году оборот компании составил 2,5 млн рублей, а в 2018 цифра выросла до 6,5 млн рублей. Самая большая сложность — то, что в месяц к Мельничук приходит 20 заявок на строительство. Из них 5 человек с деньгами и желанием работать, но они не могут договорится с местом. Владимир трезво оценивает перспективы роста бизнеса. «Сейчас “обычные” перевернутые дома становятся уже не так интересны клиенту и не имеют такую высокую рентабельность, как раньше, это проблема, — говорит предприниматель. — Нужно выделяться. Мы разработали несколько отличительных проектов, например: в Тольятти — перевёрнутая избушка на курьих ножках, а объект в Кемерово снаружи выглядит как городской арт-объект, он декорирован яркими цветными элементами». Автор: Надежда Румак, национальная премия «Бизнес-Успех»