Выставки недели: выбор «Артгида». Июль 2019
Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100 (до 1 декабря 2019) Музей современного искусства «Гараж» Тема грядущего мира всегда была уделом научной фантастики и футурологии, и именно из них позаимствованы даты в названии выставки. В 2030 году, по прогнозам эколога Пола Эрлиха, закончатся мировые запасы нефти, а 2100 году, по Артуру Кларку, человечество заселит другие планеты и обретет бессмертие. Заявленная на выставке экологическая проблематика красной нитью проходит через мировые форумы и биеннале последних десятилетий, обозначив понимание природы не как отдельной от человека сущности с присущей ей «естественной гармонией», а как комплекса феноменов, неизбежно связанных с циклами производства и экономическими процессами в мире. Среди участников выставки – британец Джон Акомфра с его постановочными нарративными видео, Анастасия Потемкина, исследующая жизнь флоры и фауны в городе, швейцарка Памелла Розенкранц, работающая с оргническими и неорганическими материалами и др. [Подробнее] Федор Захаров. Весной в порту. 1953. Государственная Третьяковская галерея Федор Захаров. К 100-летию со дня рождения художника (до 11 августа 2019) Новая Третьяковка Визитной карточной Федора Захарова (1919–1994) считаются крымские пейзажи — синие горы и раскинувшиеся у их подножья виноградники, ялтинский порт и архитектура старого Бахчисарая. Художника называют основателем импрессионистической школы живописи в Крыму. Захаров поселился здесь после окончания Суриковского училища в 1950 году. В своем творчестве он соединил русскую реалистическую традицию ХIХ века с французским импрессионизмом и чертами советского искусства первой половины ХХ столетия. Художник писал крымские пейзажи в разное время года, мастерски передавая особенности освещения и колорит региона. На выставке в Новой Третьяковке показывают более 30 живописных произведений, созданных Захаровым в период с начала 1950-х и до конца 1980-х годов. [Подробнее] Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин. Государственный музей изобразительных искусств А.С. Пушкина Щукин. Биография коллекции (до 15 сентября 2019) Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина В советские годы коллекция Сергея Ивановича Щукина (1854–1936), в чьем собрании находилось едва ли не больше «матиссов», «сезаннов» и «гогенов», чем в Западной Европе, была поделена между ГМИИ им. А.С. Пушкина и Эрмитажем. Ее триумфальный реюнион состоялся в 2017 году в Париже на выставке в фонде Luis Vuitton, побившей все мыслимые рекорды посещаемости. Воссоединение знаковых шедевров раннего модернизма в Москве можно считать последним: состояние многих работ, по мнению хранителей, не располагает к частой их транспортировке. Летом этого года зрителю выпадает редкая возможность увидеть «гмиишные» «Белые кувшинки» Моне или «Пьеро и Арлекина» Сезанна по соседству с «Танцем» Матисса или пикассовской «Любительницей абсента», приехавшими из Эрмитажа. [Подробнее] Младен Тудор. Загреб. 1967. Музей искусств и ремесел, Загреб, Хорватия Классики хорватской фотографии / Элио Чиол. От неореализма к Аквилее (до 28 июля 2019) Мультимедиа Арт Музей Элио Чиол более 50 лет снимает на черно‑белую пленку пейзажи и древние постройки Перуджи, характерные жанровые зарисовки и портреты случайных попутчиков, создавая, таким образом, летопись итальянского образа жизни в духе неореализма. Он так же, как и режиссеры-неореалисты, был недоволен салонной эстетикой и стремился максимально приблизить свои работы к действительности. Среди работ, которые можно увидеть в Москве — цикл фотографий, рассказывающий историю родного для Чиола региона Фриули, снимки Ассизи, Венеции, Рима, Амальфи и других колоритных местечек. Вторая выставка в МАММ рассказывает о хорватском фотоискусстве и включает в себя более 80 работ главных фотохудожников этой страны. Она позволяет проследить историю фотографии практически от ее истоков — от ранних экспериментов с дагеротипией до современных опытов. [Подробнее] Вера Петрова. Untitled. 2019. Courtesy Государственный центр современного искусства Вера Петрова. Кут (до 28 июля 2019) Московский музей современного искусства, Гоголевский Якутская художница Вера Петрова работает на пересечении сакрального и научного начал. Слово «кут», вынесенное в заглавие выставки, в переводе с якутского означает «душа». Художница опирается на теорию, согласно которой душа состоит из трех разных частей — земной, связывающей человека со всем материальным, воздушной, отвечающей за разум, и материнской, которая соединяет человека с родом. Тотальная инсталляция, соединившая живописные и скульптурные работы со световыми и звуковыми, должна навести зрителя на мысль об изменчивости форм и способов существования. Она также работает как один из департаментов «Министерства Вечной Жизни» — масштабного проекта Петровой, который посвящен отношениям человека с прошлым, настоящим и будущим. [Подробнее]