Ещё

Как мы будем жить в умном городе? Политики и эксперты обсудили развитие цифровой экономики 

Как мы будем жить в умном городе? Политики и эксперты обсудили развитие цифровой экономики
Фото: РИА "ФедералПресс"
Умный город и цифровой регион
Два дня подряд говорил о цифровизации. Дискурс отчасти напоминал научную фантастику, в которой нам, возможно, предстоит жить: датчики, фиксирующие наполненность мусорных баков, доступ в подъезд при помощи биометрии, счетчики, которые сами отправляют данные в управляющую компанию… Однако таковы лишь незначительные элементы цифровой экономики. Но и до их появления нам предстоит пережить процесс трансформации, ясного понимания которого пока, кажется, нет.
Экспертные площадки форума были разбросаны по всему Курску. Вопросы обсуждались самые разные: от умных городов и развития малого и среднего предпринимательства (МСП) при помощи ИКТ до цифрового туризма и цифровизации СМИ.
К примеру, на площадке, посвященной цифровому туризму, рассуждали о возможности интеграции культурных объектов в цифровое пространство. Решения в этом направлении должны помогать людям виртуально путешествовать и при этом получать знания о культурных объектах в российских регионах.
Дискуссионная сессия «Умный город» была посвящена более злободневным проблемам. «Умный город» — это подведомственная программа сразу двух национальных проектов: «Жилье и городская среда» и «Цифровая экономика». К 2024 году базовые положения должны быть реализованы на всей территории . Пока же в программе участвуют 58 пилотных площадок. Это не только мегаполисы вроде и , но и совсем небольшие населенные пункты, например, , Дубна и .
Основная задача программы умных городов — рациональный подход к городской среде, а также к ресурсам, которые расходуют как предприятия, так и горожане. При этом эксперты отмечают, что необходимо постепенное развитие населенных пунктов на основе привычных устройств и процессов. По словам заместителя директора компании «ЭР-телеком Холдинг» Алексея Паламарчука, необходимо «внедрять решения, понимая, что мы не должны упускать то, что было создано до нас другими поколениями». Немало внимания необходимо уделить экологичности и органичности применяемых решений, делая приоритетом еще и экономическую эффективность.
«Умный город» предполагает комплексный подход, поэтому новации должны быть связаны не только, например, с системой ЖКХ, но и с транспортной инфраструктурой, здравоохранением, образованием. Умный город должен обладать современными системами безопасности. Одна из новых технологий контроля — видеонаблюдение с функцией автоматического распознавания лиц.
«Безусловно, есть примеры, когда система видеонаблюдения повышает раскрываемость преступлений. Но если преступление готовится очень тщательно, то система распознавания лиц может не сработать. Все же применение технологий сильно ускоряет процесс поиска злоумышленника», — рассказал заместитель директора по бизнес-развитию направления биометрических систем группы компаний ЦРТ Олег Горюнов.
Диалог граждан и власти в новом формате
В умном городе, как и в регионе, где развивается цифровая экономика, должен быть налажен с помощью цифровых инструментов и диалог народа с властью. Например, в  уже функционирует система «Действуем вместе». Это аналог московского «Активного гражданина». Похожие решения сейчас применяются в Приморье, и .
Главный исполнительный директор Лаборатории информационных технологий рассказал «ФедералПресс», что проект «Действуем вместе» состоит из трех модулей. Первый — модуль сообщений. К примеру, житель региона, заметив яму на дороге, может сфотографировать ее и направить жалобу с помощью специального приложения. Система автоматически найдет того, кто является оператором этой трассы, создаст инцидент в нужной локации и отправит заявку в работу.
«Тематики в этом модуле не только дорожное строительство, но ЖКХ, экология, транспорт, образование, культура. Всего 200 тематических линий», — объяснил Яровой.
Система работает в полуавтоматическом режиме. Частично решения принимает модератор.
«По формальным признакам сложно определить проблему. Есть регламент, согласно которому необходимо оценить соответствие сообщению. Система максимально автоматизированная, и на всю область достаточно 2–3 часов работы одного человека», — отметил Яровой.
После модерации сообщения система автоматически подбирает в базе знаний, накопленной по предыдущим инцидентам, ответственное ведомство и направляет заявку его представителям.
Второй модуль состоит из элементов, с помощью которых пользователи могут участвовать в управлении регионом, в котором они живут: голосовать за те или иные предложения, проходить опросы. Также есть модуль независимой оценки. Принцип его работы достаточно прост: в государственных учреждениях вывешивается специальный плакат с QR-кодом, гражданин может с помощью телефона его отсканировать и виртуально дать оценку работе заведения. Пока эта функция системы не распространяется на частные предприятия.
«Сейчас [в системе участвуют] только государственные учреждения. Но в требованиях к цифровизации написано, что это должны быть и учреждения вроде крупных торговых центров. У нас были случаи, когда люди жаловались, что с пожарной безопасностью в некоторых ТЦ не все хорошо, а их никто не слышал», — рассказал Яровой.
Главная особенность портала «Действуем вместе» — это обучаемая система, которая предполагает в перспективе еще и включение дополнительных опций. Следующим этапом развития, возможно, станет интеграция с другими службами, например, управляющими компаниями. Также могут быть внедрены функции, позволяющие доносить дополнительную информацию от государства до пользователей.
«Мы забываем о том, что у государства есть много полезной информации, которую необходимо донести. Например, было бы удобно, если бы перед отключением горячей воды в том же приложении, в котором вы жаловались на ремонт, пришло предупреждение о том, что не надо жаловаться — это плановое отключение водоснабжения», — рассказал Яровой.
Как оказалось, похожие системы можно запускать в регионах в достаточно короткие сроки. Единственный нюанс — особенности субъектов РФ.
«Сама система изначально разрабатывалась как универсальная. Система разворачивается на регион за две недели. Это в основном процесс конфигурирования. Не бывает одинаковых регионов, на уровне каждого из них параметры отличаются… Одну функцию, например, в разных областях выполняют разные департаменты», — пояснил Яровой.
Прогнозы и планы губернатора
Одним из ключевых событий форума стала финальная пленарная дискуссия «Цифровой регион». На ней то ли с программой развития, то ли с футуристическим прогнозом выступил временно исполняющий обязанности главы региона . Например, цифровизация здравоохранения, по его словам, — это инструмент, который позволит снизить смертность и увеличить продолжительность активной жизни. В цифровизацию здравоохранения заложено очень много различных процессов. В первую очередь осуществляется техническое сопровождение оказания медицинской помощи.
«Это внедрение электронной медицинской карты, записи к врачу через портал госуслуг, информирование о прикреплении к медицинскому учреждению, получение информации и выбор страховой медицинской организации», — пояснил Старовойт.
Нацпроект, по его словам, ставит и новые задачи — повышение доступности медицинских консультаций с использованием телемедицины и создание систем помощи принятия врачебных решений: «Это не подмена врача, а именно помощь в разработке алгоритмов лечения с использованием искусственного интеллекта», — пояснил Старовойт.
В сфере образования ключевой задачей, по словам врио губернатора, становится развитие «человеческих ресурсов»: обучение специалистов в сфере IT, что обусловлено необходимостью построения цифровой экономики. Также многочисленные технические новации ждут ЖКХ.
«Это внедрение интеллектуальных систем, которые передают данные с общедомовых узлов учета и контролируют выполнение поставщиками ресурсов своих обязательств. Установка квартирных счетчиков с возможностью передачи информации, предоставление доступа в подъезд с помощью мобильных телефонов», — рассказал Старовойт.
Препятствия для развития цифровой экономики
Однако для развития цифровой экономики, несмотря на достаточно обнадеживающее выступление Романа Старовойта, все же есть некоторые препятствия. Директор АНО «Центр Перспективных управленческих решений» Мария Шклярук нашла распространенные ошибки, которые показывают, что «дело идет как-то не так».
Первая распространенная ошибка — думать, что цифровая экономика представляет исключительно сферу IT, «поэтому отвечают за это только министерства и департаменты, связанные с IT».
«Есть прекрасная история про то, как главами таких министерств становятся люди, которые раньше отвечали за установку картриджей и операционных систем», — рассказала Шклярук.
Вторая проблема, по мнению эксперта, — высшие должностные лица в регионах не понимают и не пытаются разобраться в том, зачем им вообще нужна цифровая экономика. «Нет изменений культуры работы правительства и органов власти региона», — отметила Шклярук.
В некоторых субъектах на низком уровне остается цифровая грамотность, что также может послужить осложняющим фактором. При отсутствии основ цифровой грамотности сложно говорить про трансформационный процесс и искусственный интеллект. Человек, который не пользуется, например, смартфоном, не может понять, зачем ему нужно создавать приложение.
«Мы можем сколько угодно смеяться, но я сталкиваюсь с людьми даже на министерских позициях в регионах, которые не пользуются мессенджерами или говорят, что рабочую почту нельзя прочитать из дома, а только на рабочем компьютере», — рассказала Шклярук.
VIII Среднерусский экономический форум «Цифровой регион» показал главное: мы уже активно пользуемся некоторыми наработками в области цифровой экономики, существуют амбициозные планы, но есть и проблемы, о которых не стоит молчать. Как будет развиваться цифровая экономика? Ответить на этот вопрос сейчас сложнее всего, ведь, как неоднократно произносилось и в кулуарах форума, и на его площадках, готовых рецептов не существует.
Фото: ФедералПресс / Рустам Юнусов
Чудо на кладбище: младенец провел под землей трое суток
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео