Медузы, волк и американская кухня с китайскими тараканами
Экологические проблемы настоящего и будущего нескучно обыгрывают 50 художников из разных стран. Экспозиция впервые занимает все здание «Гаража», выползает на крышу и выходит на улицу, сказал директор музея Антон Белов. Сам он давно ездит на электрокаре. На выставке — никаких бумажных буклетов, из экологических соображений. Назиданий тоже нет. К выводам посетитель должен прийти — или не прийти — сам. К минимуму свели перелеты художников. Есть громкие имена. Например, Маурицио Каттелан, чей конь висит в Пушкинском, в «Гараже» представляет инсталляцию с муляжами голубей. А вот медузы в инсталляции группы «Римини протокол» — самые настоящие. Перед музеем, под кленами разбросали тысячи цветов табебуйи золотистой. Это дерево, характерное для стран Карибского бассейна. Табебуйя вымирает, и авторы этой композиции из Пуэрто-Рико предупреждают: возможно, из-за природных катаклизмов эти цветы в будущем появятся, например, в России. Цветки у «Гаража», кстати, пластиковые — не экологично. Организаторы думают потом распродать их как сувениры. На входе бросается в глаза висящая над головой кухня с гигантскими тараканами. Работа китайского художника Хуан Юн Пина. Но внутри больше всего людей — вокруг клетки, в которой человек и живой волк. Это перформанс «Снова вместе» новозеландца Хейдена Фаулера, говорит куратор выставки Екатерина Лазарева. Екатерина Лазарева куратор выставки «Волка привозят из питомника ежедневно, это будет в течение пяти первых дней, а потом еще пять дней в ноябре — художник снова вернется. Волк находится с ним два часа, потом у него перерыв, потом еще два часа. История про попытку восстановить наши утраченные связи с дикой природой, показать, что человек тоже часть дикой природы. Для россиян очень сложно перебороть ощущение, что экология — это ужасно скучная тема, как разговоры о погоде. Есть масса парадоксальных, ироничных ответов на экологические вопросы, которые представлены здесь художниками. Мы рассчитывали на какой-то очень прочувствованный, индивидуальный опыт. Многие инсталляции предлагают режим погружения, ты получаешь опыт, который сложно забыть». Хотя выставка называется «Грядущий мир», некоторые экспонаты — про прошлое. Например, «Замедленный распад». Особенно актуально после сериала HBO «Чернобыль». Под стеклом — 20 передовиц газеты «Правда». Первая от 26 апреля 1986 года — день аварии на Чернобыльской АЭС. Последняя — от 15 мая, когда информацию об аварии, наконец, опубликовали в главной партийной газете. В другом мрачном зале — странные параллелепипеды из стекла, пластика, стали, резины, ворса. Это проект Studio Drift из Амстердама, рассказывает его менеджер Мартино Бидотти. — Каждый параллелепипед — материал какого-либо предмета. Мы разобрали на «кубики», на компоненты Volkswagen Käfer, IPhone, автомат Калашникова. Это символизирует наше отношение к товарам, которые мы используем, но вообще не думаем, из чего они сделаны. И это неправильно! Мы пытались проиллюстрировать дефицит наших знаний о связи готовых предметов и материалов. — Люди, которые увидят ваши работы, изменят ли они свое отношение к природе? — Возможно, нет. Мы не претендуем на то, чтобы изменить людей и их поведение. Но мы хотели бы сделать так, чтобы люди просто понимали, из чего состоят используемые ими вещи. Поучаствовать в дискуссиях с художниками, присоединиться к акции «Минута недышания», проголосовать за источники воды, которые требуют наибольшего внимания, — Байкал, Москва-река или вода из крана, отправить детей на лекции о ресайклинге и биоинженерии можно до 1 декабря. Почти полгода — чтобы успели все и чтобы избежать критики экоактивистов, которые часто жалуются, что такие выставки длятся максимум пару месяцев.