Эксперты рассказали, что поможет владельцам "Мосхозторга" спасти бизнес
МОСКВА, 26 июн - РИА Недвижимость. Сеть магазинов хозяйственных товаров "Мосхозторг" закрыла примерно половину своих магазинов в центре Москвы и пытается расширить свое присутствие в периферийных районах. Однако эксперты, опрошенные РИА Недвижимость, считают, что бизнес сети вряд ли будет успешным, если она не изменит ценовую политику и не пересмотрит планы по выбору формата магазинов. Ранее газета "Коммерсант" сообщила, что сеть "Мосхозторг ", которая закрыла около половины из 65 магазинов с конца 2018 года, может прекратить развитие. Ритейлер перестал искать новые площади, а часть действующих помещений выставлена на рынке. "Мосхозторг" был основан в 2015 году. Ассортимент сети включает инструменты для строительства и ремонта, товары для дома и сада, бытовую химию и прочее. По данным ЕГРЮЛ, до июня 2019 года 50,5% компании владела ее основательница Вероника Кирьянова, но теперь эта доля перешла болгарской Falcon Home Distribution. Еще 10% сети принадлежат петербургскому предпринимателю Илье Траберу, Илья Полячков владеет 39,5% компании. Убыточная локация "За короткое время, примерно за два года, сеть сократилась почти в два раза – до чуть более 30 магазинов. Многие торговые точки уходят с рынка. Все дело в том, что "Мосхозторг" арендовал площади на топовых улицах по завышенным ставкам. Например, за магазин площадью 300 квадратных метров (средний размер торговой точки) они могли платить порядка трех миллионов рублей в месяц, хотя сети, конкурирующие с ними, платили за подобные магазины примерно по миллиону рублей в месяц", - рассказала РИА Недвижимость руководитель направления стрит-ритейла CBRE Юлия Назарова. По ее словам, подобные бюджеты есть у единичного количества ритейлеров на центральных улицах столицы. И для того, чтобы подобные арендные ставки окупались, должен быть высокий товарооборот. "Мы считаем, что товарооборот при такой арендной плате должен быть не менее 15-20 миллионов рублей в месяц, но это нереально. Сейчас "Мосхозторг" инициирует снижение арендной платы, а там, где договориться не получается, съезжает", - добавляет Назарова. Тенденцию к сокращению торговых площадей сети замечает и заместитель руководителя департамента стрит-ритейла Colliers International Лариса Еремина. К примеру, в первом полугодии 2019 года закрылось 9 магазинов из 17 в тех торговых коридорах, которые исследует компания. Директор направления стрит-ритейла Knight Frank Виктория Камлюк, в свою очередь, говорит о том, что в 2018 году руководством "Мосхозторга" было принято решение об оптимизации площадей посредством закрытия 15% дублирующих торговых точек. "То, что такой формат не выживет в топовых локациях, было понятно сразу, и потому резкая экспансия серьезно удивила игроков рынка. Когда на центральных и самых дорогих улицах размещаются сетевые ритейлеры, для них это, как правило, одна-две точки, работающие на узнаваемость бренда. "Мосхозторг" занял все помещения такого формата, и модель развития не выдерживала критики", - соглашается с коллегами ведущий специалист отдела торговой недвижимости компании Praedium Елена Макарова. По данным Praedium , на данный момент сеть насчитывает около 30 магазинов в Москве. А сейчас освобождаются помещения на улицах Земляной вал, Полянка, Остоженка и Дмитрия Ульянова. Старший директор департамента торговой недвижимости Cushman & Wakefield Любовь Соловьева видит причину сокращения количества торговых точек в том, что средний чек представленных в ассортименте "Мосхозторга" товаров был завышен относительно цены на сопоставимые товары, представленные в супермаркетах и магазинах для дома. Кроме того, магазины такого формата с товарами повседневного спроса обычно располагаются на улицах с высоким трафиком, желательно в непосредственной близости к метро. Некоторые помещения сети не соответствовали этим требованиям, а следовательно, не обеспечивали достаточной для успешной операционной деятельности посещаемости. Куда дальше? Как рассказал директор департамента торговой недвижимости ILM Егор Левченко, в последнее время "Мосхозторг" старается перейти с центральных улиц в спальные районы и густонаселенные жилые массивы, но и там проигрывает конкуренцию из-за высоких цен по сравнению с бюджетными хозяйственными магазинами и гипермаркетами, представленными в крупных торговых центрах. На сайте сети, в свою очередь, указывается, что один из магазинов, например, находится на Химкинском бульваре (район Южное Тушино), другой - на Мичуринском проспекте. "В том, что сеть переходит в периферийные районы, присутствует определенная логика. К примеру, заработок в Химках может не сильно отличаться от заработка человека в центре Москвы. А аренда там будет дешевле, чем на Тверской. Ведь Мосхозторг – это, по сути, мини-рынок с хозяйственными товарами, которые чаще всего нужны людям в жилых массивах. Ведь в Москве половина хозяйственных рынков было "убито", так что такой формат может быть востребованным. Магазины сети могут размещаться рядом со ТПУ, со станциями метро или крупными жилыми массивами, где есть высокий пассажиропоток", - рассуждает Камлюк из Key Capital. Однако в Praedium предупреждают, что для развития за Третьим транспортным кольцом компании придется значительно изменить линейку товаров в сторону снижения стоимости для покупателя. Эксперт ILM не исключает того, что "Мосхозторг" вообще может уйти с рынка и перестать существовать как торговая марка. В то же время Камлюк отмечает, что сейчас компания находится в состоянии равновесия: неэффективные магазины закрыты, но при этом сохраняется достаточное их количество для стабильного функционирования сети. Что касается освобождаемых площадей, спрос на них есть, продолжает Левченко. Но дело в том, что "Мосхозторг" стимулировал повышения цен на торговые площади, так как по арендным ставкам он перебивал банки. "В этой нише пока никто не сокращает свое присутствие, подобная концепция магазинов состоятельная, и, я надеюсь, она останется на рынке. В целом, такой вид магазинов должен открываться в помещениях простого и дешевого формата, например, в подвальных помещениях", - рассуждает эксперт ILM. "Так как сеть обычно занимает топовые локации, с высоким пешеходным трафиком и рекламным потенциалом, большими витринными окнами и правильными планировками, в формате от 200 квадратных метров, то эти помещения пользуются высоким спросом со стороны других быстро развивающихся игроков, как "ВкусВилл", "Брусника" и так далее. Другой вопрос, что не все арендаторы готовы платить высокие ставки, которые платит "Мосхозторг", - заключает Еремина.