Ни «ну», ни «му». Почему в Нёноксу нет дороги?

На строительство дороги в отдалённом поселении по программе «Развитие сельских территорий» город корабелов должен получить федеральные деньги. Но условием выделения денег является наличие крестьянско-фермерского хозяйства. Фермерского хозяйства юридически в Нёноксе пока нет, а в следующем году в отчётах его наличие надо показать. Причём крестьянско-фермерское хозяйство должно быть на десять голов крупного рогатого скота. Впрочем, один фермер там есть (хотя фермером он себя не называет, слишком громко. - Ред.), но крупного рогатого скота у него не хватает, чтобы попасть в федеральную программу. У него 7 коров, чуток недотянул. Что делать? Одни условия «Да, планируется строительство дороги на Нёноксу, - подтвердили нам в пресс-службе города корабелов. - Дело в том, что на Нёноксу есть только «зимник», а летом, весной и осенью - поезд. Мы же хотим построить круглогодичную дорогу. Пошли навстречу предпринимателям, которые нам всё время говорят: «Чтобы развивать туризм, сельское хозяйство, нужны дороги, и нам нужны меры поддержки». В свою очередь власть выдвигает условие: мы построим дорогу, поддержим, выделим средства на развитие, например фермерского хозяйства, но фермер должен будет не просто потратить эти деньги, но и отчитаться за них». «Пусть строят!» «У нас уже есть примеры, когда власть навязывала свою поддержку фермерам, а те после этого разорялись, - не верит в альянс «власть+мелкий бизнес» директор ассоциации «Фермеры Русского Севера» Михаил Силантьев. - Такое случилось, например, с одним из фермеров Верхней Тоймы. Минагропром выделил многомиллионный грант на развитие, но в результате - крах предприятия и обязанность всю сумму гранта вернуть в бюджет. Почему? Да потому, что увеличение хозяйства в наших условиях ведёт к затовариванию и невозможности сбыта продукции! Ведь с одной стороны - дают деньги, с другой стороны - запретили поставки в бюджетную сферу своей продукции, нет возможности организовать переработку, нет возможностей законной реализации. Вся фермерская продукция сегодня продаётся полулегально - с рук. А потому и количество тех же коров у фермера - ровно такое, сколько он может прокормить и продать того же молока и прочее. Но выход есть - хотя и не такой быстрый. Сначала надо создать программы развития поселений, в которых указать - что есть в каждом из них - имущество, земли, другие ресурсы. Имея такие планы развития, бизнес увидел бы воочию, куда можно вложиться и рассчитать свои бизнес-планы. А мы перестали бы вкладывать деньги в проекты, которые закрываются из-за того, что инициаторы что-то упустили. Но у нас работать на развитие экономики до сих пор никто не собирается, поэтому и дальше будут донимать бедного фермера с требованием докупить недостающих коров. А если завтра он из-за них закроется - уже никому будет не интересно - дорогу-то они построят, а там - трава не расти!» А что же фермер Берегой, 7 бурёнок которого нежданно-негаданно попали в шорт-лист федеральной программы «Дорога на Нёноксу»? Мы дозвонились до хозяина личного подсобного хозяйства. «Да приезжали они ко мне, чиновники - то, - неохотно говорит он. - Но я им твёрдо сказал: «Сначала дорогу постройте, потом коров докуплю, и точка!» Если Берегой под нажимом северодвинских властей не докупит 3 коров, 160 млн рублей придётся вернуть в федеральный бюджет. Ещё в апреле начальник финансового управления Северодвинска Александр Дураков называл именно эту сумму. Но хозяин бурёнок, как мы поняли, твёрдо стоит на своём. Интересно, как северодвинские чиновники решат эту проблему? Мы будем следить за историей.

Ни «ну», ни «му». Почему в Нёноксу нет дороги?
© АиФ Архангельск