Ещё

И пораженья от побед: правда и мифы о битве на Косовом поле 

Косовская битва с турками-османами — основополагающий миф сербского народа. Она окружена преданиями и легендами. Вокруг нее разросся бесконечный фольклор. Ее непрестанно воспевали в искусстве. Годовщина битвы — Видовдан (день святого Вита) — главная дата в сербском календаре. Вынуть из сербской культуры память о Косово — такое впечатление, что от национального менталитета вообще ничего не останется.
И тем не менее, за мифами и легендами скрывается циничная реальность. Споры о том, победили или проиграли сербы в Витов день, продолжаются по сей день. А после гражданской войны в Югославии тема Косово вновь стала болевой точкой современной Европы.
Легенда гласит, что накануне сражения князь Лазарь Хребелянович — культовый герой, объединивший Сербию, — сидел за ужином со своими зятьями-военачальниками Вуком Бранковичем и Милошем Обиличем, словно Христос на Тайной вечере.
Жены Вука и Милоша враждовали между собой. Однажды их мужья вынуждены были драться между собой. Милош победил, Вук затаил обиду. Накануне сражения Вук Бранкович объявил князю Лазарю, что Милош собирается назавтра предать его и перейти к турецкому султану. Милош ничего не сказал и вышел из шатра.
Той же ночью, когда князь Лазарь остался один, ему было видение. Явился ему небесный сокол и спросил его человеческим голосом, что он выберет — земное благоденствие для Сербии при его жизни или царство небесное для сербов, за которое придется заплатить поражением в битве и гибелью самого Лазаря. Князь выбрал царство небесное.
На следующий день Милош Обилич явился в турецкий лагерь и объявил, что решил перейти к ним со своими подразделениями. Его подвели к султану Мураду. Милош преклонил перед ним колено, но внезапно выхватил меч и ударил султана прямо в сердце. Мурад погиб на месте, Милоша растерзала его охрана, в турецкой армии началось смятение.
У сербов появился шанс на победу. Однако все дело испортил Вук Бранкович. Он-то и оказался настоящим предателем. В разгар боя он повернул свои войска и увел их из сражения. Благодаря этому, сын султана Мурада Баязид сумел разгромить сербские войска. Битва была проиграна. Князь Лазарь был взят в плен и сразу же обезглавлен. Зато Лазарь и Милош стали святыми, а сербы — в утешение за османское иго — обрели царство небесное.
Несмотря на поражение, сербы проявили чудеса героизма. Их небольшая армия смело сражалась против «сотен тысяч» турок. Легенда сохранила память о девяти братьях Юговичах и их отце, военачальнике Юг-Богдане, — все они сложили головы на Косовом поле. «Реки крови превзошли Нил и Евфрат и люди тонули в них, » — так описывает битву летописец.
В результате поражения на Косовом поле маленькая, беззащитная Сербия была покорена турками, потеряла независмость и вошла в состав Османской империи. Православное христианство потерпело сокрушительное поражение от воинствующего ислама.
Реальность
На самом деле, в жизни все было не так, а гораздо интереснее. Сербия в это время вовсе не была маленькой и беззащитной. В середине XIV века это была мощная региональная держава, успешно подбиравшая под себя остатки владений Византийской империи. Подкосила ее только междоусобица. Однако к концу XIV века князю Лазарю Хребеляновичу удалось сплотить вокруг себя влиятельных феодалов и несколько раз нанести туркам чувствительные поражения. Именно ощутив угрозу со стороны сербов, султан Мурад I и устроил поход, закончившийся на Косовом поле.
Вук Бранкович воовсе не был предателем. Его подразделения банально не выдержали натиска турок. Остатки своей израненной и разбитой армии Бранкович вывел с поля боя, чтобы спасти хоть кого-то. Впоследствии он еще долго продолжал бороться с турецкими оккупантами.
А вот сын и наследник святого князя Лазаря вынужден был пойти с османами на мировую. Он стал вассалом султана Баязида I — сына султана Мурада — и отдал в его гарем свою сестру. При нем сербские войска помогали туркам покорять все новые страны.
Убийство султана Мурада на Косовом поле действительно произошло. Однако вряд ли его убил именно Милош Обилич. По другим данным, это был десант неких двенадцати рыцарей, внезапно ворвавшихся в турецкий лагерь и зарезавших султана. Есть еще версия, что султан обходил поле, покрытое трупами, а в это время из горы мертвых тел приподнялся израненный серб и вонзил кинжал ему в грудь.
Еще интереснее то, что произошло дальше. В турецком стане дейтвительно началось смятение. Но старший сын султана Баязид разрулил ситуацию стремительно. Он взял командование войском на себя. Своего брата Якуба срочно вызвал к себе и, во избежание династических распрей, велел его тут же задушить. Хорошо организованная армия турок, численно превосходившая сербов, разбила их наголову. Однако Баязид велел всем возвращаться домой — чтобы успеть захватить престол.
Спешный уход турецкой армии вообще не позволяет считать, что османы победили в этой битве. И действительно, сербы еще долгое время сопротивлялись турецкой экспансии. Окончательно страна потеряла независмость только в 1459 году.
С противостоянием ислама и христанства тоже не так все просто. На стороне османов воевало множество солдат из покоренных христианских стран. В обеих армиях подвизались профессоинальные европейские наемники — итальянские, немецкие, французские. Часть сербов поддерживала сулана Мурада. Часть албанцев, наоборот, сражалась на стороне князя Лазаря. В общем, на военный конфликт с интервентами наложились местные распри, и общая картина выглядела куда сложнее, чем поражение православия от рук мусульманских фанатиков.
«Сотен тысяч» воинов на поле битвы не было. Это было большое, но не уникальное сражение, типичное для Средних веков. На стороне сербов билось от 15 до 35 тысяч человек, турецкая армия насчитывала от 30 до 50 тысяч. Но насчет «рек крови» летописец не ошибся -— каждая армия потеряла более половины своего состава.
И вновь мифы
Сегодня, когда Косово объявило о своей независимости, а Сербия его не признала, легендарная битва стала полем для информационных войн.
Некоторые косовские историки утверждают, что Милош Обилич был не сербом, а албанцем. А албанцы в те времена якобы партизанили против османских армий вместе со всеми европейцами.
Другие исследователи ссылаются на албанский фольклор, в котором султан Мурад изображается как добрый отец народов, а его убийца как злодей и предатель. Получается, что Милош Обилич был неправ, а в Косовской битве албанцы в тандеме с турками разбили сербов за их «предательство».
Сербов все это раздражает как попытка рейдеррского захвата их священной истории. Чтобы отстоять свое видение легендарной битвы, знаменитый режиссер Эмир Кустурица построил целую деревню в историческом стиле «Андричград» и возвел в ней храм, посвященный святому князю Лазарю и героям Косово. Сегодня все сербские политики приезжают отмечать Витов день именно сюда, а не в Косово.
До сих пор все дискуссии на тему Косова обречены перерастать в межнациональнный конфликт — иногда с летальным исходом. В свое время премьер-министр Сербии Зоран Джинджич позволил себе несколько критических высказываний в адрес националистических трактовок мифа Косово и призвал к более рациональному отношению к этой легендарной земле. В 2003 году он был застрелен снайпером. Косово продолжает собирать свою кровавую жатву.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео