Войти в почту

«Усадьба Jazz — 2019»: впечатления от увиденного и услышанного

Минувшие выходные подарили москвичам и гостям столицы прекрасный праздник. В «Коломенском» прошел 16 фестиваль «Усадьба Jazz», который безо всяких сомнений удался на все сто. Совместно с музыкальным порталом «По фактам» «Ридус» подготовил подробный обзор прифанкованного опен-эйра. Все детали об организации, плюсах и минусах вы можете прочитать здесь. Здесь же мы ограничимся только рассказом о выступлении музыкантов. Ниже — тройка артистов, впечатливших нас больше всего. Несносная Азилия Бэнкс Эта уроженка Гарлема сумела превратить в дисс всю свою жизнь. За последние десять лет она сумела переругаться с сотней знаменитостей: политиков, бизнесменов, артистов, и десятками тысяч поклонников. Дело в том, что эта бисексуальная афроамериканка «берегов не видит» вообще, и по этой причине в англоязычной прессе куда проще найти материалы об очередной ее выходке или высказыванию, нежели о творчестве. Любопытно, что ни сексуальная ориентация, ни происхождение не мешают ей использовать фразочки, вроде «шипучий три-два-раз» (в адрес A$AP Rocky) или «пахнущая карри сучка» (в адрес Зейна Малика). Сара Пэйлин («чтоб тебя на камеру изнасиловала толпа брутальных негров»), Рассел Кроу, Илон Маск, Пэрис Хилтон, Эминем, Леди Гага, Рианна, Эрика Баду, Никки Минаж, Сиа плюс еще десятка четыре музыкантов и все ирландцы разом («вырожденцы, не умеющие писать и читать. У вас же там картофельный голод, вам умирать не пора идти?»), — чтобы перечислить всех, кого так или иначе оскорбила или оболгала мисс Бэнкс, понадобится толстая тетрадка. Впрочем, в «Коломенском» никаких наездов от Азилии замечено не было. Со сцены звучал мощный, по животному грубый хип хаус с классными отсылками к середине нулевых, когда в моде недолгое время были такие жанры, как тустеп-гараж и ЮКей-гараж. Космический Джейсон Суинскоу «Пум-пум-пум. Пум-пум-пум», — пиццикатный контрабас начинает ритмический рисунок, задавая темп. Чуть позже подключаются скрипичные сэмплы и барабанщик, вяжущий сложный ломаный ритм. Саксофонист выдает диссонирующее с тоникой соло. Джейсон Суинскоу, стоя за сэмплером, тут же множит эти звуки, изменяя их волну, что превращает одинокого саксофониста в целый квинтет. Саксофонист же в свою очередь переходит на ладовую импровизацию. Его инструмент уже звучит, словно смертельно раненый зверь, заставляя нервы напрягаться до предела. Короткая пауза. Россыпь нот, похожая на весеннюю капель, — подключился клавишник. И вот уже душу обволакивает бархатный, но в то же время пронзительный голос Хейди Вогел. В голове же звучит только одна мысль: «Как?! Как, черт возьми, они это делают?! Откуда эти гении вообще взялись? С Марса прилетели?». Описывать выступления The Cinematic Orchestra — нетривиальная задача: либо эпитеты в превосходной степени, либо малопонятные музыкальные термины, объясняющие, почему это настолько круто. Каждый их приезд — событие. В этом году они порадовали нас и хитами двадцатилетней давности, и песнями с нового альбома «To Believe», вышедшего 15 марта. Мы ждали его 12 лет. Американцы с латиноамериканской душой Возьмите щепотку Manu Chao со всеми его дудками, добавьте к этому немного гармонии Rare Earth времен «Grand Slam», смешайте с капелькой утонченности Сантаны и гитарой, звучание которой позаимствовано из турецкой психоделии семидесятых, — и вы получите Grupo Fantasma. Grupo Fantasmo выдает мощнейший Latin Funk, причем не только собственного сочинения. Заводные американцы делают прекрасные аранжировки на треки самых известных музыкантов, вроде ZZ Top или Led Zeppelin. Представляете себе «Immigrant Song» в латиноамериканском варианте? Обладатели премии Грэмми в номинации за лучший альбом в жанре Latin Rock/Alternative (El Existencial, Nat Geo Music, 2010) устроили в России полноценное турне. Из Читы через Улан-Уде, Иркутск и Красноярск они добрались до Москвы, причем столица не стала финальной точкой. В ближайшее время они отыграют в Тюмени, Тобольске и Екатеринбурге — не пропустите!