Войти в почту

Сыр, чак-чак, пельмени, кэш: что можно получить на кассе магазина

Есть разные мнения об эффективности и смысле этих инициатив для бизнеса. «Снятие наличных с покупкой», — самая народная из них и совсем не новая: услуга существует в США, Великобритании, Европе уже около 20 лет. Ее внедрение не предполагает использования новейших технологий: это не «оплата лицом» и даже не NFC. Задача сервиса — дать любому покупателю возможность, расплачиваясь картой в супермаркете, между делом снять с обычной кассы небольшую сумму наличных денег (до 5 тыс. рублей), как в банкомате. Это просто и удобно. Продавцам не требуется никакого дополнительного оборудования: решение обеспечивает специальный кассовый софт. Ритейлу, особенно мелкому, внедрение сервиса должно помочь привлекать клиентов дополнительной услугой. Снятие наличных возможно только при совершении покупки, что потенциально может увеличить оборот. Держателям карт такая услуга позволит избежать очередей и головной боли из-за поисков банкомата. Никаких сложных операций осуществлять не требуется: нужная сумма просто списывается с карты. По словам Инны Емельяновой, директора департамента эквайринга Банка Русский Стандарт, «наибольший интерес к подключению услуги “Наличные с покупкой” выразили торговые сети (food retail), поскольку удобно заскочить в магазин по пути и снять наличные при совершении покупки». Сегодня, на момент написания статьи, именно в таких торговых точках и работает сервис: это магазин товаров повседневного спроса «Фасоль» (Metro Cash&Carry) в Москве, магазин при сыроварне Олега Сироты в подмосковной деревне Дубровское и около 20 магазинов в небольших населенных пунктах Татарстана. А ещё 2 месяца назад в России снять наличные, совершая покупку, было возможно в одном месте — магазине «Фасоль». «Фасоль» — первая в нашей стране торговая точка, где был внедрен сервис, на 100% отвечает его философии. Этот супермаркет расположен во дворах, в не самом проходном месте, настоящий «магазин у дома», банкоматы в таких местах — редкость. И там сервис нашёл потребителей: кассиры магазина отметили, что услугой пользуются и знают о ней, потому что «показали в новостях». В Татарстане пошли по этому же пути: первые «кассы с выдачей наличных» заработали в сельских магазинах, и местные власти объявили, что новая услуга призвана помочь местным жителям в отсутствие инфраструктуры. Работает ли эта схема? Интересна ли потребителям и бизнесу возможность снимать наличные на кассе? Я что-то об этом слышал… Разобраться в этом помогли два небольших опроса, которые я провела самостоятельно: в одном участвовало 20 жителей Москвы, во втором 20 респондентов из Татарстана. Выборка небольшая, однако показательная: участвовали люди самого разного возраста и профессий, не имеющие отношения ни к банкам, ни к ритейлу. Первый вопрос не касался сервиса напрямую: можно ли сейчас, в 2019 г., положить деньги на телефон на кассе супермаркета? 60% респондентов в Татарстане и 80% в Москве ответили, что понятия не имеют. То есть большинство не задумывается о том, какие дополнительные услуги можно получить на кассе магазина, хотя в 2010-2011 гг. пополнение телефона на кассе супермаркета было обычным делом. Но память об этом не сохранилась, так что касса теперь — это просто касса. Вряд ли кто-то будет задавать вопрос кассиру по своей инициативе. Однако про «Снятие наличных с покупкой» 53% моих респондентов из Татарстана что-то слышали, хотя подробностей и не знают. Уверены, что «знают о чем речь» — 13%. 30% опрошенных в Москве в курсе о новой услуге. Более того, в этой небольшой случайной выборке нашелся человек, который снимал деньги на кассе супермаркета «Фасоль». И он никак не связан с банковской сферой или новыми технологиями, это ИП, который занимается строительством деревянных домов под ключ в Московской области. По словам предпринимателя Олега Сироты, чей магазин сыра в мае начал предоставлять эту услугу: «В целом имеется спрос. Люди видят объявление на витрине, спрашивают... Пока в основном приходится рассказывать и объяснять, что и зачем. Идет стадия ознакомления и привыкания. А вот людей, которые знают про услугу со стороны, еще очень мало — видимо из-за того, что пока она широко не распространена». Фото: Mastercard Так стоит ли бизнесу, особенно малому, присмотреться к этой услуге? Есть ли потребность снимать наличные? Опрос показал, что 50% из группы москвичей и 40% среди опрошенных из Татарстана, отвечая на вопрос, какие суммы они обычно обналичивают банкомате, выбрали вариант: «снимаю конкретную сумму, которую нужно отдать за что-то наличными, ни больше, ни меньше». Это значит, мысль о необходимости иметь «мелочь в карманах на всякий случай», посещает далеко не всех: а именно 26% из моей группы в Татарстане и только 15% — в Москве. Впрочем, это как раз соответствует философии сервиса: снять можно максимум пять тысяч рублей. «5 тысяч снимали всего несколько раз. Обычно небольшие суммы просто для ознакомления с этим способом снятия наличных», — говорит Олег Сирота. Среди плюсов этой услуги — ее простота, доступность для всех, отсутствие необходимости использовать какие-либо гаджеты, разбираться в сложных технологиях. И покупателям, и кассиру. Олег Сирота: «Среди преимуществ, которые эта услуга даёт бизнесу: Увеличение объема продаж: чтобы снять деньги, нужно совершить покупку. Увеличение потока посетителей на сыроварню (новый сервис привлекает внимание, в том числе и туристов — прим.ред). Уменьшение наличной массы, которую тоже нужно обслуживать (соблюдение лимита на наличность в кассе, инкассация и так далее) Олег Сирота, фото: Новые Известия Огромное на сегодня ограничение — сервис доступен в единичных магазинах и только для держателей карт банков, которые развивают этот сервис: на данный момент это Банк Русский Стандарт, РСХБ, АК Барс. Но есть основания предполагать, что скоро ситуация изменится. Кто следующий? Кто сегодня видит потенциал в развитии сервиса «Снятие наличных с покупкой»? По последней информации Центробанка, в первом квартале 2019 объём безналичных платежей достиг 61%. Среди участников моих опросов нашёлся только один человек, который не имеет ни одной платёжной карты, а всегда пользуется только наличными (к слову, это активная, трудоустроенная жительница Москвы 45 лет). Значит, у бизнеса есть база для использования нового сервиса и стимул развивать его: количество платёжных карт растёт, так что любой новый функционал теоретически должен оказаться востребован частью этой огромной аудитории. С другой стороны, по мере распространения сервиса его отсутствие в магазине может раздражать держателя карты. Так когда-то пользователей бесконтактных карт — требование вводить пин-код на терминалах старого образца. Результаты моего маленького опроса и статистика ЦБ намекают, что потребность в снятии наличных на кассе вряд ли будет колоссальной: кэш нужен людям все меньше. Тем не менее: «Интерес к этой услуге выразили рестораны, где часто требуются наличные на чаевые, такси и так далее Интересно, что услугой заинтересовались компании, работающие с туристами, поскольку именно этому сегменту клиентов удобно получить небольшую сумму наличных при оплате картой на кассе», — говорит Инна Емельянова, директор департамента эквайринга БРС. Олег Сирота рассчитывает, что сервис будет широко использоваться во время ярмарок и фестивалей, когда приезжает много фермеров со своей продукцией без эквайринга. В этой услуге заинтересованы крупные сети и банки, которым важно сократить расходы на банкоматную сеть. «Наличные с покупкой» отвечает требованию сегодняшнего дня: получать различные услуги в одном месте. К нему есть смысл присмотреться и малому бизнесу: эта услуга сейчас по крайней мере поможет привлечь внимание покупателей. Фото на обложке: Mastercard Материалы по теме: Малоизвестные способы сэкономить: когда и как можно вернуть свои деньги? Что такое кэшбэк и почему он выгоден Финансовые услуги 0+: как управлять деньгами с детства Кардинг, фишинг и скимминг: что это и как защитить свои средства?

Сыр, чак-чак, пельмени, кэш: что можно получить на кассе магазина
© RB.ru