Встреча с прекрасным в подвале
Первый рассказ под рубрикой «Блокнот Гарика» был опубликован весной 2013 года в одном из ежедневных выпусков «Вечерки». Автор Игорь Ивандиков вместе со своим приятелем Синяковым отчаянно исследовали московскую жизнь. В этот раз все пристойно, друзья озаботились поисками Культуры. В детстве я орал. Долго и качественно. Когда ненадолго успокаивался, мой молодой отец, противник рутины и любитель движухи, отрывался от своих книг и обращал на меня внимание: «Успокоился? Теперь мы можем послушать музыку». Я снизу смотрел, как он встает из-за письменного стола, идет в угол, что-то там долго перебирает и, наконец, оборачивается с конвертом сине-белым: «Мы будем слушать Масиаса!» Вот тогда я начинал орать так, что коммунальный сосед Галактион Ефимович 1898 года рождения вспоминал свой родной финский, а его жена Ася Михайловна, вагоновожатая на пенсии, привычно вызывала милицию. Я ненавидел Масиаса! Это был какой-то французский шансон с претензией на гитарное соло. Не помню голос, но вступительное соло выводило меня. Я научился читать, чтоб найти этот конверт. А когда нашел, не смог ничего с ним сделать. Грампластинки нельзя было уничтожать в нашем доме. Их и так было мало... В конце восьмидесятых начался мой виниловый рай. Я экономил на завтраках и тратил два с половиной рубля на продукцию фирмы «Мелодия». Если удавалось обойтись без обеда, я тратил три с половиной рубля на зарубежных исполнителей. Я приносил домой пластинку, долго рассматривал обложку, аккуратно доставал диск, бархатной тряпочкой протирал поверхность и опускал иглу звукоснимателя. Это была музыка, которую можно пощупать. А потом — хоп! — и появились компакт-диски, и весь мой виниловый запас куда-то сгинул. Но руки-то помнят. А реклама работает и выдает объявление: «Всего два дня! Выставка-продажа виниловых пластинок от лучших коллекционеров!» Позвонил Синякову: «Собирайся, идем за винилом», «У меня айпод, зачем мне это?», «Покупать не обязательно, будем трогать, вход бесплатный». Уговорил. Лучшие коллекционеры собрались в подвале какой-то гостиницы на Таганке. Видимо, для того, чтоб подчеркнуть архаичность мероприятия, на входе нас попросили заполнить карточки регистрации. Мы с удовольствием вписались Саймоном и Гарфункелем и вошли в помещение с невысоким потолком, где продавцы распахнули свои объятия. Скользнув взглядом по завалам, я обнаруживал все (ВСЕ!) знакомые с молодости обложки. «Битлз» (цветной винил, японец, 1966 год), «Роллинг Стоунз» (первопресс, на обложке настоящая ширинка), «Ритмическая гимнастика» (красные гетры, длинная нога). Батюшки мои! Отдышавшись, я вернулся в реальность. Синяков чувствовал себя как рыба в воде. Перебирая двумя руками конверты русского рока, он украдкой косил на саундтрек фильма «Эммануэль» с непристойной обложкой, успевая делиться с продавщицей воспоминаниями о каждой пластинке. Я решился пообщаться с продавцами и узнал много нового. Оказывается, формат блю-рей-аудио умирает, рассказал мне коллекционер виниловых пластинок 70-х годов. Оказывается, я неправильно понимал творчество Тома Петти и лучший его альбом вот этот, а не тот, которого нет в продаже. Я даже узнал, как по-японски пишется слово demo. И вот, когда я перебирал коробку с редкими синглами, в глазах уже рябило от ярких обложек, а в голове началась мысль, что «блажь этот ваш винил во время цифровых доступностей», раздался крик Синякова: «Гарик, я нашел его!» Синяков нашел Love Songs группы «Битлз» — коричневый, двойной, шершавый. Первый винил, который он купил тридцать лет назад. Он стоял и водил по нему руками. Видавшая и не такое продавщица спросила: «Пять тысяч, будете брать?» Синяков не взял. Сеанс окончен. Потрогали и хватит. Let it be.