Войти в почту

"Крот" - мечта диггера: какие секреты хранит подземный "дублер" Севастополя. Ч.9

Андрей Киреев, корреспондент РИА Новости Крым Одно из самых привлекательных в Севастополе мест для исследователей городских подземелий – недостроенная подземная электростанция в районе Мореходной улицы. Желанию диггеров прикоснуться к тайнам Советского Союза не могут помешать ни серьезный риск при посещении громадного заброшенного подземного комплекса, ни крепкие охранники, которые стерегут некогда секретный объект. Почему объект "Крот" так манит экстремалов – в очередной публикации РИА Новости Крым о "подземном дублере" Севастополя. Подземные залы объекта "Крот" Военная энергетика Севастополь изначально был создан как основная база Черноморского флота. "Городом русских моряков" он оставался во все времена и при любой власти. "В 20-30-х годах прошлого века в Севастополе активно развивается военная инфраструктура: строятся военные городки, причалы для боевых кораблей и вспомогательных судов, базы хранения топлива и боеприпасов, аэродромы. Все это хозяйство требует электроэнергии. В то время потребности города, флота и ряда населенных пунктов Крыма удовлетворяла Севастопольская ГРЭС. Но возник вопрос: а если начнется война, и станцию разбомбят? Так началась разработка подземной электростанции, известной, как объект "Крот", — рассказал РИА Новости Крым историк, автор книг о Севастополе Валерий Иванов.Подземные залы объекта "Крот" По его словам, строительством секретного военного объекта занималась дивизия НКВД, и к началу Великой Отечественной войны в скальном массиве были пробиты шесть штреков, началась выработка. "Естественно, к боевым действиям объект завершить не успели, а потом уже было не до него. Во время обороны Севастополя здесь прятались жители близлежащих поселков", — отметил собеседник РИА Новости Крым. Вторую жизнь подземная электростанция получила в 1954 году, когда стала частью общего плана защиты Черноморского флота, разработанного на тот момент командующим ЧФ Сергеем Горшковым. Началось строительство огромного подземного объекта. Комплекс площадью более 30 тыс кв м (по другим данным – более 40 тыс кв м) уходит в скалу на сотни метров. В объект ведут четыре портала-входа (один не достроен) с железнодорожными путями, по которым эшелоны должны были доставлять на станцию топливо. Подземные залы объекта "Крот" "Крот" состоит из залов (четыре уровня один другого глубже), коридоров, резервуаров для мазута, вспомогательных помещений для техники и персонала. Высота потолков в машинных залах доходит до 20 метров. Сквозь скальный массив наверх выходят шахты вентиляции – 40-метровые бетонные трубы диаметром 8 метров, выложенные изнутри огнеупорным кирпичом. "В объекте было проложено около 30 километров кабелей, около 10 километров труб разного диаметра. Построены сотни лестниц и переходов из металла и бетона", — перечисляет Иванов. На станции было установлено три котла, работающих на угле и мазуте, два турбогенератора мощностью по 25 МВт, два дизельных генератора на 500 кВт каждый, трансформаторные подстанции и насосные станции. "Станция отвечала всем требованиям противоатомной защиты. Клинкерные заглушки, укрытия, система вентиляции и канализации были выполнены в противоатомном варианте", — сказал историк.Объект "Крот" Туманные перспективы К середине 80-х годов прошлого века "Крот" был готов примерно на 85%, но из-за финансовых проблем и общего кризиса советской системы все работы на объекте были остановлены. "В 2003 году посол России на Украине Виктор Черномырдин выступил с инициативой помочь Севастополю решить проблемы с нехваткой электроэнергии. Он предложил поставить в городе списанный атомный ректор с подводной лодки, но с серьезным запасом прочности в 25 лет. Договорился с одним московским НИИ о разработке проекта", — подчеркнул Иванов. Объект "Крот" идеально подходил для реализации этого проекта по всем параметрам. "Но против размещения атомной электростанции выступили экологи, и проект реализован не был", — отметил историк. Сегодня подземная электростанция фактически заброшена и частично разграблена. Впрочем, в комплексе сохранилось еще множество артефактов времен "холодной войны". Таинственная атмосфера "Крота" влечет сюда любителей острых ощущений. Однако попасть на объект не так просто: до недавнего времени "Крот" находился в ведении компании "СГС Плюс", которая обеспечивала охрану подземного комплекса.Объект "Крот" Но севастопольских экстремалов это не останавливает. Молодые люди периодически проникают на объект через систему вентиляции и другие лазейки. "Зайти и посмотреть подобный объект всегда интересно. Конечно, есть риск, что тебя задержит охрана, но это придает дополнительный азарт вылазке", — сказал РИА Новости Крым севастопольский экстремал Виталий Борисенко, которые неоднократно бывал во внутренних залах "Крота". Периодически в городе рождаются инициативы создания музейного комплекса по базе подземной электростанции, но дальше разговоров дело не идет. В настоящее время подземный объект находится в процессе передачи "Севтеплоэнерго". Узнать планы компании на счет "Крота" можно будет после завершения всех процедур.Объект "Крот"

"Крот" - мечта диггера: какие секреты хранит подземный "дублер" Севастополя. Ч.9
© РИА Новости Крым