Кача: родина отечественной авиации готовится к всероссийскому паломничеству

Тем более что список имен просто невероятен, а в позапрошлом году у стен местной школы установили бюст самого, пожалуй, знаменитого питомца Качинской авиашколы — трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина. Естественно, имя великого советского аса получила и сама школа. «Аллея российской славы» пришла в Качу Александр Иванович смотрит в до боли знакомое ему качинское небо, сливающееся с морем, до которого от аэродрома не более трехсот метров. На плечи наброшен меховой реглан, придающий бывшему сибирскому пареньку какой-то просто гусарский вид. Бюст делали со знаменитой покрышкинской фотокарточки военных времен. Фотокорреспондент знал свое дело — Покрышкин там просто бог войны. Скульптор сумел передать это, скопировав фотоизображение до мелочей. В нынешнем году в Каче установили памятник еще одному выпускнику знаменитой авиашколы — дважды Герою Советского Союза Амет-хану Султану. На наш взгляд, он тоже удался. Не хуже того, который стоит на родине героя — в Алуште. Амет-хан по отцу был аварец (дагестанец), по матери — татарин. Поэтому мы можем сравнивать качинский бюст еще и с тем, который дагестанцы установили в аэропорту Махачкалы, носящем имя летчика. И снова признаем, что качинский памятник просто хорош. Оба бюста изготовлены в рамках существующего уже более 10 лет культурно-исторического проекта «Аллея российской славы». Придумал и возглавил его московский скульптур Михаил Сердюков. За эти годы в его мастерской создано более 70 бюстов и ростовых памятников для многих десятков российских городов и сел. Примечательно и достойно подражания то обстоятельство, что все памятники делаются совершенно бесплатно — по просьбам, заказам тех или иных муниципальных образований, общественных, ветеранских организаций. «Мы считаем, что патриотическое воспитание является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности. Сейчас много говорится о патриотизме, но наш проект — это не дань моде, это работа не ради пафоса, а потому что мы верим в могущество России и россиян. Открывая памятники и бюсты в разных уголках России, мы тем самым отдаем дань памяти нашим великим предкам и соотечественникам», — говорит Сердюков. Конечно, без помощи опытных скульпторов проект «Аллея российской славы» испытывал бы трудности в изготовлении памятников. Поэтому в нем принимают участие не только сотрудники мастерской Сердюкова. Вот, к примеру, бюст Амет-хана Султана делал известный в России скульптор Салават Щербаков (автор, кстати, памятника Александру Первому у стен Кремля). Бюст установили на бывшем плацу воинской части в Каче, прямо под рвущейся в небо с постамента первой советской крылатой ракетой морского базирования, в испытании которых принимал участие и подполковник Амет-хан Султан, ставший после войны испытателем. Естественно, что не только ветеранские организации, но и представители крымских татар, справедливо считающие советского аса не только земляком, но и сыном своего народа, принимали участие в этом проекте. И хотелось бы отметить важную деталь. Выступая на торжественном митинге в канун Дня Победы, глава Качинского муниципального округа Николай Герасим счел необходимым подчеркнуть: «Образ Амет-Хана Султана — это образ патриотизма, смелости, стойкости и отваги. Его отец был родом из Дагестана, мать — крымской татаркой. «Я не дагестанский герой и не татарский — я герой Советского Союза», — так заявлял сам летчик. Я уверен, что этот бюст послужит напоминанием о бессмертном героизме, о невосполнимых потерях и силе духа нашей многонациональной страны». Здесь все дышит историй русской авиации Почти наверняка стоит ждать появления в Каче новых монументов, подчеркивающих и роль этого родового гнезда русской авиации в нашей большой и прекрасной истории, и роль ее выпускников в деле защиты Родины. Кстати говоря, у поселка Кача есть своеобразная черта — почти все улицы в нем имеют отношение к истории авиации. Исключение составляют только улицы Первомайская, Красноармейская и Ударная. Зато остальные — Авиаторов, Чкалова, Покрышкина, Кожедуба, братьев Глинка, Расковой, маршала Колдунова, Нестерова. Глава местной ветеранской организации Анатолий Станкевич уже много лет вынашивает идею установить в Каче памятник знаменитому русскому летчику и художнику, внуку Айвазовского Константину Арцеулову. Ведь, если Петр Нестеров в канун Первой мировой войны показывал курсантам Качинской авиашколы свою знаменитую «Мертвую петлю», то Арцеулов здесь осенью 1916 года впервые в истории мировой авиации намеренно ввёл самолёт в штопор и вывел его из штопора. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило манёвренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации. Но вообще-то говоря, когда думаешь о том, какие здесь можно было бы поставить памятники, то голова идет кругом. Пришлось бы, наверное, выделить отдельное место для этого. Ведь здесь был инструктором, а потом и начальником школы подзабытый нынче герой первых всероссийских перелетов из Одессы в Петербург, личный друг Нестерова Дмитрий Андреади. Здесь же он и погиб в аварии. Выпускником Качи был и первый командующий воздушными силами Российской империи, кубанский казак Вячеслав Ткачев. Нельзя забыть и отца русской авиации и создателя Качинской школы, в те годы ее называли Севастопольской, великого князя Александра Михайловича Романова. Здесь училась первая советская военная летчица Зинаида Кокорина, а кроме уже упомянутых знаменитых летчиков — Василий Сталин, Тимур Фрунзе, братья Владимир и Степан Микояны. Да что там говорить — Кача дала отечественной авиации одних Героев СССР триста человек и столько же генералов. С героической историей первой военной авиационной школы связаны имена главных маршалов авиации: Константина Вершинина, Павла Жихарева, Александра Колдунова; маршалов авиации Федора Агальцова, Федора Астахова, Семена Жаворонкова, Александра Покрышкина, Сергея Руденко, Николая Скрипко, Владимира Судца, Федора Фалалеева. Музей необходим, музей будет Мысль о музее витает в небе Качи, которое наполнено звуком авиационных моторов и по сей день — здесь все еще стоит гарнизон морской авиации ЧФ. В основном, это вертолеты — убийцы подводных лодок. Но в последние годы Кача все больше приобретает значение и в качестве курорта. Уместно было бы учитывать и это обстоятельство. Поэтому местные власти давно занимаются вопросом создания здесь музея истории российской авиации под открытым небом. Уже и место определено, и документы оформлены. Есть несколько списанных вертолетов и самолетов, которые хоть завтра можно ставить в музей. Но есть и насущные задачи благоустройства, без решения которых нельзя заниматься музеем. Годы украинской власти привели поселок в ужасное состояние. В том числе и сквер с памятником героям Великой Отечественной, и большой Парк Героев возле Дома офицеров флота. Здесь установлены были еще в 60-х годах два с половиной десятка бюстов Героев Советского союза из базировавшегося в свое время в Каче знаменитого для Черноморского флота и Севастополя 8 гвардейского истребительного авиаполка. И хотя качинцы старательно ухаживают за самими бюстами, но парк пришел просто в ужасное состояние. Сейчас государством выделены деньги, начаты подготовительные работы, затем придут строители. Все будет приведено в порядок. И тогда уж совсем с полным правом и спокойным сердцем можно будет создавать большой музейный комплекс, который любому туристу расскажет о том, кому посвящены памятные знаки и монументы. Самодеятельный поэт в свое время сочинил стихи, которые можно видеть на стеле у входа в Парк Героев: «Людям чудесного сплава, пронесшим на крыльях в бою Отечества нашего славу и Родине верность свою».

Кача: родина отечественной авиации готовится к всероссийскому паломничеству
© Украина.ру