Фермерские хозяйства: президенту предложили способ поддержать малые и средние предприятия
На прямой линии с президентом РФ 20 июня Владимиру Путину был задан вопрос о поддержке малых и средних фермерских хозяйств. Вопрос прозвучал от основателя сети магазинов фермерских продуктов. ДЕТАЛИ Фермер считает, что государство поддерживает лишь агрохолдинги, в то время как малые и средние хозяйства, являясь "драйверами территорий", вкладывают собственные средства и создают рабочие места. Президент не согласился с тем, что господдержка фермеров оказывается в недостаточной мере. Она в процентном соотношении больше, чем доля рынка, которую они сейчас занимают. В ответ фермер выдвинул предложение о создании программы поддержки региональных брендов. Путин с ним согласился. Корреспондент «Вечерней Москвы» поинтересовался у экспертов, достаточен ли уровень господдержки малых и средних хозяйств и надо ли оказывать такую помощь именно региональным брендам или лучше направить усилия на укрепление всей фермерской системы? ФЕРМЕРЫ ОБЛАГОРАЖИВАЮТ ТЕРРИТОРИИ Владелец сыроварни, находящейся в Истринском районе Подмосковья, Олег Сирота согласился с тем, что нужно поддерживать малые и средние фермерские хозяйства, поскольку ощущается некоторый перекос в оказании помощи агрохолдингам. Но, как показывает практика, эти крупные хозяйства, во-первых, не стабильны в производстве продукции, а во-вторых, не занимаются социальным развитием села. Как социально ответственные работодатели, сказал Сирота, фермеры делают дорогу, вешают фонари, обустраивают детские площадки, так как в этом сами заинтересованы. А у агрохолдингов нет задачи в развитии территории. - Зато они очень часто банкротятся, зарегистрированы в оффшорах. Деньги вывели - все разбежались. А фермер на земле работал, на земле и останется, - утверждает предприниматель. Кроме того, если в Москве и области еще как-то поддерживают фермерские хозяйства грантами, то во многих регионах страны такой помощи нет. Два-три агрохолдинга, и все. - Когда говорится о том, что господдержка сейчас больше, чем доля рынка, занятая фермерством, то это справедливо только для некоторых регионов. Например, в Москве и области оно достаточно развито - у нас сыроварен только 120 штук, рост в 10 раз за 4 года, потому что есть возможности для развития. Но это не касается других регионов, - утверждает Олег Сирота. Директор Московского Крестьянского Союза Владимир Смагин отметил, что господдержка распространяется на развитие фермерского производства, а вот с реализацией продукции возникают проблемы. - Если бы была налажена продажа, хозяйства выращивали бы картошки не 16 тысяч тонн, а хоть 40 тысяч. Но пока у нас в приоритете египетская, польская, турецкая продукция, - посетовал Владимир Смагин. ЛОКАЛЬНЫЕ БРЕНДЫ - Когда прилетаешь в Италию, то в аэропорту вас встречает гигантский плакат «покупайте наш Пармиджано Реджано» - в Парме, Венеции, других городах. У нас должно быть то же самое – плакаты наших местных гастрономических брендов. В той же Истре уже 10 сыроварен, которые не раз брали медали на ярмарках и фестивалях. Сделала же Белоруссия свою продукцию узнаваемой. И в Италии это была господдержка, - прокомментировал Олег Сирота. По словам эксперта, такие программы существуют не только в Италии - во Франции, Германии. Механизмы в виде социальной рекламы мы тоже должны использовать. Тогда возникает вопрос, что важнее – поддерживать бренды, в обертку которых может завернуться любой товар, или направить усилия на поддержку фермерских хозяйств и их продукции в целом? - Конечно, нужно отслеживать локализацию происхождения, вводить стандарты (как получилось со стандартом пармезана, который производится только в одном регионе и по такой-то технологии). Каждый бренд должен доказать, что он цельный и местный, тогда это получится, - считает владелец сыроварни. С пармезаном, кстати, может возникнуть проблемы: как поддерживать его производство в Подмосковье, если у него итальянское происхождение? - Мы делаем то, что называется «Истринский сыр», «Фестивальный сыр», «Русский пармезан». Настоящий пармезан – это Пармиджано Реджано, который привязан к региону, а слово «пармезан» стало именем нарицательным - как «творог» или «джинсы». Но можно продвигать в целом бренд «Подмосковные сыры», - говорит Олег Сирота. В качестве региональных брендов эксперт привел коломенскую и белевскую пастилу, пожарские котлеты в Твери, тульский пряник. КРЕДИТЫ По словам Олега Сироты, самая большая проблема, стоящая перед фермерами, заключается не в отсутствии государственной поддержки, а в сложности получить кредитование под развитие. Люди не могут собрать тот пакет документов, который для этого требуется. Мы уточнили у производителя сыра, что имеется в ввиду – недоступность льготного кредитования, или сам факт получения кредита? - У нас получить льготный кредит не проблема. Я могу сначала взять его под 10 процентов, а потом банк может перевести его на меньшую ставку, - пояснил фермер. Владимир Смагин озвучил еще одну проблему малых хозяйств: - Фермерскому движению уже 30 лет, люди получили землю в собственность, а строить на ней нельзя - ни базу для тракторов и сельхозтехники, ни дома для семьи фермера, - сказал глава Московского Крестьянского Союза. На прямой линии Владимир Путин упомянул о дискуссии, посвященной развитию сельского хозяйства, вспомнив об апологете крупного агрохолдинга Александре Ткачеве - бывшем министре сельского хозяйства. Читайте также: Сырный фестиваль пройдет в Санкт-Петербурге