Войти в почту

Новый толчок развития. Донские города готовы бороться за инвесторов

Разговоры о необходимости создания ОЭЗ на Дону ведутся на разных уровнях уже 14 лет, с момента подписания федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Процедура создания следующая: правительство региона направляет заявку с проектом особой экономической зоны, разработанную профильными региональными министерствами, в правительство России, где решают – быть или не быть ОЭЗ в регионе. В ноябре 2018 года с инициативой создать ОЭЗ на Дону единым фронтом выступили комитет по экономической политике регионального парламента, а также минэкономразвития, минпром и Агентство инвестиционного развития Ростовской области. Тогда при участие ведомств за круглым столом были озвучены прогнозные данные: ОЭЗ может принести 4–5 % прибавки к ВВП. Преференции, на которые могут рассчитывать инвесторы, – льготы на десятки лет по налоговым и таможенным сборам, а также финансирование мероприятий по обеспечению соответствующей инфраструктуры из средств федерального бюджета. Это позволяет возводить производства с нуля, что называется, в чистом поле. А если говорить о нашем регионе, то среди голой степи. В настоящее время всерьез рассматриваются три потенциальных инвестплощадки. Самая отдаленная из них – в крупном региональном промышленном центре, Волгодонске. Далеко сижу Порт пяти морей всерьез собирается претендовать на возможность создания на территории города особой экономической зоны. Весной соответствующий проект уже был направлен в минэкономразвития Ростовской области, рассказал «ФедералПресс» заместитель главы администрации Волгодонска Сергей Макаров. «Мы свое предложение обосновали, безусловно, наличием в городе промышленности, машиностроительного кластера. Необходимо было указать некое якорное предприятие, это мы тоже обозначили. У нас имеется отведенная площадка в 300 га, вокруг которой будут формироваться и «заходить» предприятия. В прошлом году мы обсуждали возможность размещения ОЭЗ на территории Волгодонска в рамках форума торгово-промышленной палаты. У нас есть свои преимущества: наличие серьезного источника электроэнергии, наличие трудовой силы с компетенциями, наличие соответствующих учебных заведений, которые могут подготовить кадры, – учебная база ВИТИ НИЯУ МИФИ. Я понимаю, что удаленность от центра не является нашим преимуществом. Но ОЭЗ послужит толчком для развития промышленности в регионе, а значит, строительства и восстановления необходимой инфраструктуры», – рассказал Макаров. В инвестиционном паспорте города указано, что транспортные связи обеспечивает железнодорожная станция Волгодонская СКЖД. Город пересекают четыре автомагистрали. Расположенный на территории города порт может принимать суда грузоподъемностью до 5000 тонн типа «река-море». Имеются склады для хранения угля, леса, металла и прочих контейнеров. В 14 км от города расположена Ростовская АЭС, а на территории промышленной зоны – крупное промышленное производство «АЭМ-ТЕХНОЛОГИИ». Тем не менее, по мнению эксперта Александра Джадова, у Волгодонска мало шансов получить статус особой экономической зоны именно из-за слабой транспортной инфраструктуры, отдаленности от регионального центра в 250 км, а также отсутствия аэропорта. Спасательный круг для депрессивной территории Наиболее подходящей для размещения ОЭЗ площадкой может стать Таганрог, считает Александр Джадов. Как и Волгодонск, это крупный промышленный центр, но с уклоном на федеральные заводы. Тем не менее, экономика города находится в упадке, является тяжелым бременем для регионального центра. А создание особой экономической зоны подтянет социально-экономическую жизнь региона. Таганрог в этом нуждается больше. «С точки зрения инвестиционной привлекательности это тоже Таганрог, – считает Александр Джадов. – Наукоемкое производство, образовательная база, лучшие инженерные кадры выпускаются там. К тому же, там возводится аэропорт – дублер Платова, который только улучшит ситуацию. Железная дорога там есть, выделенная трасса тоже». Развитая инфраструктура – это неоспоримое достоинство Таганрога. На территории расположен международный морской порт, оснащенный зерновым, мазутным, контейнерным терминалами. Через город проходит железнодорожный путь, соединяющий центр европейской части России с Северным Кавказом. Из города есть доступ к трассам федерального и регионального значения М21/Е40 и М23. Тридцатиминутная доступность к региональному центру обеспечивает быстрый доступ к М-4 «Дон», связывающей Ростов-на-Дону и Москву. Помогать не нужно, справятся сами! Пожалуй, самым выигрышным местом с точки зрения транспортной доступности является Аксай. Здесь и новый аэропорт, и Северо-Кавказская железная дорога по территории проходит. А главное, что имеется выход к автомагистрали федерального значения М-4 «Дон», соединяющей Москву и Новороссийск. Кроме того, Аксайский район – зона с развитым агропромышленным комплексом. Именно это и непосредственная близость к Ростову понижают шансы территории стать особой экономической зоной, считает эксперт. «Аксай может быть привлекателен в плане транспортной доступности. Здесь достаточно дешевая земля, даже без статуса особой экономической зоны. Район и без ОЭЗ прекрасно развивается последние 10 лет. Ростовчане активно покупают там землю. Аксай сейчас, что называется, на взлете. Но ввиду того, что планируется присоединение Аксая к Ростову-на-Дону, будут ли делать ОЭЗ в территории, которую присоединяют к городу? Как-то не логично это получается», – считает Джадов. Попытка № 2 Что регион предложит на рассмотрение федеральному центру, пока неизвестно. Проекты еще не выносились на суд губернатора. Любопытный факт: первая попытка донских чиновников попасть в федеральный проект и получить серьезные преференции для потенциальных инвесторов не удалась. В 2006 году на рассмотрение для создания ОЭЗ была выдвинута инвестплощадка Красносулинского района. Задачей было дать новый виток экономического развития депрессивной «шахтерской» территории. На тот момент в этом районе были закрыты порядка 50 шахт и без работы остались более 100 тысяч человек. Но тогда проект отклонили в пользу Алабуги. И там он «выстрелил». Сегодня Алабужская ОЭЗ занимает первое место по всем показателям среди 24 созданных в России особых экономических зон. Она относится к типу промышленно-производственной и расположена в Республике Татарстан. С 2006 года в территорию резидентами были вложены 121,4 млрд рублей, запущены 30 предприятий. На Алабугу приходится 50 % доходов со всех российский особых экономических зон. Ростовская область, к слову, решила равняться именно на лидеров. Попытка же № 1 стала поводом для создания Красносулинского индустриального парка. Инвесторами вложено в развитие производств на этой территории более 20 млрд рублей. Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий