Ещё

Как программист с Урала зарабатывает сотни тысяч долларов в год на продажах советского БАДа в Калифорнии 

Как программист с Урала зарабатывает сотни тысяч долларов в год на продажах советского БАДа в Калифорнии
Фото: Forbes.ru
родился в закрытом моногороде Озерск с населением 80 000 человек — примерно столько же проживает в районе Западное Бирюлево в . Главный центр притяжения в Озерске — градообразующее по производству компонентов ядерного оружия. На заводе работает большинство горожан. Коновалов не стал исключением: параллельно с учебой на программиста в Южно-Уральском университете он подрабатывал на предприятии электриком.
Из города металлургов в город ангелов
В 2011 году Коновалов прошел отбор в программе Work and Travel USA и впервые попал в Америку. Страна покорила молодого человека, и он решил там остаться. «После маленького Озерска, где почти все население перерабатывает ядерные отходы на заводе, а предел мечтаний — повышенная пенсия, казался раем на Земле. Меня захлестнуло чувство свободы», — вспоминает предприниматель. Коновалов решил остаться в  во что бы то ни стало, несмотря на плохое знание английского языка и отсутствие знакомых.
Чтобы быстрее интегрироваться, он старался общаться только с местными жителями, и вскоре у него появилась девушка-американка. В первое время перебивался подработками, потом удалось устроиться программистом в обувную компанию Shoedazzle, торговавшую обувью по подписке. Именно там Коновалов обучился принципам маркетинга — в будущем это помогло ему развить собственный онлайн-бизнес.
За пару лет жизни в «золотом штате» Коновалов превратился в типичного калифорнийца: стал следить за режимом сна, увлекся модой на здоровое питание, испробовал голодание и детоксы, а также заинтересовался биодобавками. «Как-то друг рассказал мне про знакомого, который пьет что-то черное из  и выглядит благодаря этому лет на 10 моложе. Оказалось, он употребляет странную штуку под названием shilajit. Я тоже хотел попробовать, но она стоила очень дорого — $80 за 10 г», — рассказывает Коновалов. Погуглив, он понял, что загадочный шиладжит не что иное, как алтайское горное мумие — биодобавка, популярная в СССР. Мумие представляет собой вещество, похожее на черную смолу, которое добывают из расщелин в скалах. Больше всего этой смолы находят в горах на  и в Гималаях. Считается, что мумие обладает лечебными свойствами и повышает общее качество жизни, но как лекарство добавка не сертифицирована. Коновалов нашел в интернете частных продавцов горного бальзама из  и договорился о доставке пробной партии. На родине мумие стоило в десятки раз дешевле — порядка $2 за 15 г. Предприниматель заверяет, что эффект от употребления не заставил себя долго ждать: у него улучшился сон, поднялось настроение, появилось больше энергии.
При этом, БАДы нельзя воспринимать как лекарственное средство, напоминает врач-токсиколог и научный журналист . «БАД — это пища. Оценивать эффективность биодобавок — все равно что пытаться определить этот показатель у морковки. По определению они могут применяться для коррекции состояния в рамках физиологической нормы, но, как только речь заходит о патологии, должны уступать место лекарственным средствам». Упаковки БАДов должны четко маркироваться надписью о том, что содержимое не является лекарством, подчеркивает эксперт. Тем не менее, потребители и в России, и в США часто путают сущности, констатирует Водовозов: «БАД — это не нечто „натуральное, безопасное и эффективное“, чем можно заменить „химические“ лекарства. Это пищевой продукт, который стараются втиснуть в фармацевтическую нишу и на этом основании продать подороже. Добавки активно мимикрируют под лекарства — у них похожие упаковки, их фасуют в капсулы или таблетки, внутри есть инструкция и продаются они в аптеках, так что потребителям нужно быть бдительными».
Эти нюансы не смутили Коновалова: подсчитав, сколько можно зарабатывать, завозя БАД из России в Калифорнию, он решил открыть в США собственный бизнес.
Экзотика уральских аптек
Казалось, Коновалов открыл новый Клондайк — продажу богатым американцам копеечного продукта из российской аптеки. Сложных разрешений продажи БАДов в США не требуют: сертифицируются производства, расположенные на территории страны, а по импортируемым продуктам не нужно «никакой особой документации», говорит , сооснователь производства спортивных БАДов CMTech. «В Америке БАДы обращаются на рынке, что называется, „до первого залёта“. Как только на добавку приходит обоснованная жалоба, продукт немедленно отзывается», — рассказывает Алексей Водовозов. По его словам, в США очень распространена практика подсыпания лекарств в добавки. «БАД — пища, ее эффект на организм не особенно заметен. А потребителю нужно продемонстрировать, что на самом деле всё очень даже работает. Что делать? Добавить фармацевтическое действующее вещество. Поскольку регулярного выборочного контроля за БАД нет, можно подсыпать, пока не поймают». В качестве таких «усилителей» чаще всего используют стероиды, противовоспалительные средства, мочегонные, слабительные, антидепрессанты и нейролептики, антиаритмические препараты, репотентеры — по оценкам токсикологов, около 23 000 американцев в год обращаются в приемные отделения больниц по поводу побочных эффектов БАД.
«В России ситуация ровно противоположная: у нас очень забюрократизированная система проверки каждого препарата, при этом производства контролируются слабо. Это приводит к тому, что российские БАДы на 100% безопасны, но крайне низкоэффективны, а в США очень много эффективных добавок, но большинство из них несут потенциальную угрозу здоровью», — считает Иванников. Со страной Коновалову повезло еще и по причине особенной культуры, сформировавшейся в США, отмечает , гендиректор маркетингового агентства DSM Group: «История потребления БАДов в США очень длительная. Это другая культура потребления, нежели в России. Там она складывалось десятилетиями».
Коновалов ничего подмешивать в мумие не собирался и с энтузиазмом взялся за дело: сам разработал дизайн — минималистичный шрифт на крафтовой бумаге, написал простенький сайт, нашел в  производителей небольших прозрачных баночек и заказал 2 кг мумие в России — ровно на 200 штук первой партии. Бренд назвал Natural Shilajit — созвучно с уже известным американцам индийским продуктом. Сырье самостоятельно расфасовал по баночкам и стал продавать через сайт и Instagram. На такой старт понадобилось порядка $3000 из зарплатных сбережений.
Довольно скоро красивая картинка начала разбиваться о реальность: редкий продукт интересовал только узкую прослойку поклонников ЗОЖ. В первые полтора года выручка Коновалова составляла всего $2000-3000 в месяц.
Толчком для развития могло стать участие в местных ярмарках, но у стартапера не было денег на взносы. Чтобы не платить за площадку, Коновалов полулегально торговал в городских парках: ставил стол, раскладывал на нем продукцию и предлагал попробовать биодобавку прохожим.
Продажи «с рук» шли неважно, пока один из прохожих, попробовав продукт, не предложил сотрудничество. «Он профессионально занимался продюсированием брендов — помогал им встать на полки магазинов за процент с продаж», — поясняет Коновалов. Вскоре его новый знакомый, Браин Рубенштейн, организовал поставку Natural Shilajit в небольшие магазины Лос-Анджелеса и сеть Erewhon (магазины премиум-класса) по $50 за 15 г. При такой цене маржинальность составляла ощутимые для ритейла 80%. Но продажи шли медленно.
Коновалов понимал, что продукт нужно раскручивать. Тогда он запустил партнерские программы с блогерами и лидерами мнений — предлагал владельцам популярных Instagram— и Facebook-аккаунтов прорекламировать товар в обмен на 35% с продаж. Сначала предприниматель пытался работать с крупными блогерами, но быстро понял, что выгоднее сотрудничать с микроинфлюенсерами с 5000-25000 подписчиков: им потребители доверяют больше, чем засвеченным лицам, утверждает Коновалов.
Экономика мумие
Благодаря маркетинговому приему выручка от продаж утроилась, но Коновалову все равно приходилось постоянно бороться с локальными «пожарами», которые съедали большую часть прибыли. Так, однажды из Китая пришла партия бракованной тары и мумие засохло из-за потери герметичности. Четверть той партии пришлось списать из-за массовых возвратов. Кроме того, приходилось часто менять поставщиков. «Как только российские оптовики узнают, что товар идет в США, сразу находится миллион причин для завышения стоимости», — сетует предприниматель.
К 2014 году он понял, что бизнес требует полного погружения, и уволился из обувной компании. Прибыли мумие почти не приносило, и чтобы продолжать закупать сырье, Коновалов набрал долгов у друзей и банковских кредитов на $50 000. Рассчитаться удалось только через полтора года, когда продажи встали на поток.
Сегодня основной доход магазину приносит онлайн. Через блогеров и партнерские программы Коновалов продает по 700 баночек мумие в месяц. 7-граммовая упаковка стоит $35, 15-граммовая — $49. С 2016 года Natural Shilajit продается на  и входит в топ-5 в поисковой выдаче по запросу на шиладжит. «Во-первых, Amazon приучил американцев покупать практически все в интернете, во-вторых, у калифорнийцев, как правило, есть свободные $200-250 в месяц, которые они могут потратить на что-то необязательное, поэкспериментировать», — объясняет предприниматель.
$2000-3000 в месяц приносят продажи в офлайн-магазинах США и Канады. «Мне иногда пишут энтузиасты — владельцы джус-баров, например, которые хотят продавать добавку вместе с другими продуктами здоровой тематики. Это больше имиджевая штука, но мне приятно», — рассказывает Коновалов.
По его словам, себестоимость большой баночки мумие составляет $6, еще несколько долларов уходит на упаковку и логистику. В виде чистой прибыли остается $35-40 — таким образом, рентабельность держится на уровне не ниже 70%.
С логистикой особенных проблем не возникает: Коновалов оформил бизнес-аккаунт DHL, и компания берет все заботы о доставке и прохождении таможни на себя. Каждые 2-3 месяца предприниматель заказывает по 100-150 кг мумие у российских поставщиков, тара приходит из Китая, фасовка происходит на контрактном производстве в городе Сан-Бернардино на востоке Калифорнии. «Моя основная функция — это маркетинг, все остальное — на стороне контракторов», — поясняет предприниматель.
Удобрение для каннабиса
Поставив на поток продажи мумие, Коновалов стал расширять ассортимент: сейчас он продает еще и черный мед NutriHoney — классический мед, смешанный с мумие — по $59 за упаковку. А недавно совместно с бьюти-блогером Британни Хугенбум занялся развитием линии косметики с добавлением мумие Healthy Skincare. «Здесь косметический рынок намного больше, чем в России. Если перед человеком стоит выбор: принять внутрь витаминку, которая улучшит самочувствие, либо намазаться кремом, который поможет выглядеть моложе, многие выберут крем», — рассуждает предприниматель.
Помимо спортсменов и приверженцев ЗОЖ, биодобавкой неожиданно заинтересовались и производители марихуаны. Если в России приобретение, хранение и перевозка растений, содержащих наркотические средства, запрещены статьей 228 Уголовного кодекса и караются штрафами и тюремными сроками, то в некоторых американских штатах оборот каннабиса частично легализован Оказалось, для марихуаны мумие — натуральное минеральное удобрение, позволяющее получать урожай стабильного качества без истощения почвы. Производители каннабиса покупают у Коновалова биодобавку по $399 за 150-граммовую упаковку.
Это направление приносит порядка $20 000 выручки в месяц, но потенциал роста у него больше, чем в розничных продажах, уверен предприниматель: «В Калифорнии очень строго следят за тем, какие удобрения используются при выращивании каннабиса, потому что были зарегистрированы случаи, когда токсины из почвы, в которой была выращена трава, попадала в организм человека». По его словам, получить сертификаты на удобрение для марихуаны куда сложнее, чем сертификаты для биодобавки. Так, на один только сертификата OMRI понадобилось полгода — пришлось протестировать мумие на содержание тяжелых металлов, витаминов и минералов и оформить страховку на продукт. Всего на сертификаты и страховку товара Коновалов тратит около $20 000 в месяц.
С учетом дохода от сотрудничества с фермерами выручка проекта составляет $50 000-60 000 в месяц, чистая прибыль — $35 000-40 000, говорит Коновалов (подтверждающие выписки из CRM есть в распоряжении Forbes). Глядя на аккаунты предпринимателя в социальных сетях, кажется, что его доход должен быть намного выше: Instagram Коновалова пестрит фотографиями яхт, серфинга в открытом океане и европейских туров. На вопрос, как ему удается вести такую красивую жизнь, предприниматель отвечает просто: «Это в России кажется, что на яхтах катаются исключительно миллиардеры, здесь с этим намного проще. Мы скинулись с друзьями по несколько сотен баксов и арендовали яхту на пару дней. Путешествия тоже выходят довольно бюджетными — недавно летал с мамой в Рим, потратил $5000-6000».
В планах Коновалова — начать экспансию алтайского БАДа в другие страны и найти новые ниши. Большие надежды предприниматель возлагает на рынок косметики, глобальный объем которого в 2018 году составил $12,6 млрд
10 самых перспективных молодых предпринимателей из России
1 из 10 2 из 10 Светлана Холявчук / Интерпресс / ТАСС
3 из 10 Instagram
4 из 10 5 из 10 6 из 10 7 из 10 8 из 10 9 из 10 10 из 10 Олег Кивокурцев, 28 лет, Promobot
Сооснователь компании Promobot — производителя автономных сервисных роботов — родился и вырос в Перми. Робототехникой он увлекся в 2012 году, а компанию Promobot вместе с партнерами основал три года спустя — первый «офис» был в гараже. За четыре года стартап прошел путь от исполнения штучных заказов для пермских торговых центров до производства больших партий роботов для российских и зарубежных клиентов (в прошлом году было собрано более 170 «промоботов», а география их поставок расширилась до 33 стран). У Promobot есть контракт с американской Intellitronix более чем на $50 млн, выручка компании превышает 100 млн рублей в год, а весь бизнес инвесторы оценивают в 2 млрд рублей.
Слава под колесами Tesla: как пермяк Олег Кивокурцев придумал самого известного робота из России
, 29 лет, Skyeng
Онлайн-школу английского языка Skyeng Георгий Соловьев и его партнер Харитон Матвеев основали в 2012 году. В 2014-м стартап запустил собственную платформу обучения Vimbox (виртуальный класс), в 2016-м — мобильные приложения и сервис для изучения языка по субтитрам к сериалам. По итогам 2017-го выручка компании выросла в 2,2 раза и составила 725 млн рублей. В 2018-м Skyeng привлек инвестиции от фондов Baring Vostok: бизнес был оценен в рекордные для рынка образовательных технологий (EdTech) в России $100 млн Максим Древаль, 27 лет, L2P Limited
Выпускник и  Максим Древаль начинал карьеру менеджером проектов в  и . В 2010 году он получил статус сооснователя в проекте «100 ЕГЭ». В 2013-м компания стала полноценной онлайн-школой. В 2014-м, после слияния проекта с «Нетологией», Древаль выступил соучредителем холдинга «Нетология-групп», где занял пост директора по продуктам. В 2016-м предприниматель создал L2P Limited. Компания занимается проектами на стыке киберспорта и образования.
, 29 лет, Aitarget
Частный инвестор и предприниматель Лагутин в 2010 году окончил факультет менеджмента Высшей школы экономики. С 2007 года он специализируется на теме рекламы в интернете. В 2013-м основал Aitarget. Сегодня компания Лагутина обладает статусом маркетингового партнера Facebook в России — официального реселлера рекламы Facebook и Instagram в стране.
, 29 лет, «Моторика»
В 2013 году Илья окончил НИУ ИТМО в Санкт-Петербурге. Работал инженером-конструктором на машиностроительном заводе. Чех собрал команду инженеров и программистов для разработок в области робототехники и биомеханики. Участвовал в создании лунохода в составе команды «Селеноход». В 2013-2014 годах он занимался разработками в области космических систем сближения. Участник первой российской команды программы Mars Desert Research Station. Илья основал компанию «Моторика» — производителя биоэлектрических протезов с широким набором функций. В 2018-м выручка стартапа выросла в 2,5 раза, до $1 млн, а производственная площадка компании открылась в Китае.
, 30 лет, Devar
В 2015 году тулячка Анна Белова вместе с партнерами Виталием Аверьяновым и  запустила стартап Devar. Проект занимается производством детских книг с технологией дополненной реальности (augmented reality — AR). Всего за год работы компания вышла на оборот в 15 млн рублей. Сегодня продукция Devar продается уже в 40 странах, и 70% выручки приходится на зарубежные рынки. В линейке более 200 наименований образовательных и развлекательных AR-книг. В феврале 2018 года стартап привлек инвестиции в объеме $3 млн от известного венчурного фонда Leta Capital.
, 29 лет, Rubbles
Основатели Rubbles (помимо Блинова, это 27-летние Владислав Лисицкий и Александр Фонарев) познакомились во время учебы на факультете вычислительной математики и кибернетики (ВМК) МГУ. После университета все трое пришли работать в «Яндекс», где и родилась идея стартапа. Компания Rubbles разрабатывает решения на основе анализа данных для крупных компаний — банков, ретейлеров, промышленных предприятий. В 2017 году проект привлек $1,5 млн от фонда FinSight, инвестировавшего в такие компании, как Badoo, Banki.ru и Busfor. Сегодня у Rubbles более 20 клиентов в России и за рубежом (в странах Европы, Сингапуре, Канаде), где стартап работает под брендом SBDA Group.
Валерий Ильинский, 29 лет, Genotek
Основатели компании Genotek Валерий Ильинский и Артем Елмуратов — выпускники биологического и механико-математического факультетов МГУ. В 2010-м году они создали бизнес в перспективной индустрии генетических исследований. Компания быстро превратилась в одного из лидеров быстрорастущего рынка и уже в 2012-м получила $500 000 инвестиций от фонда Rustars Ventures и группы частных лиц. В 2016-м Genotek привлек еще $2 млн, в 2017-м — $1 млн В последнем случае инвестором выступил фармацевтический холдинг «Фармстандарт». Genotek делает до тысячи генетических тестов в год. Компания предлагает широкий спектр услуг, от анализа происхождения до специализированных ДНК-тестов по назначению врача.
Дарья Ребенок, 28 лет, Grabr
Идея стартапа Grabr родилась у Дарьи Ребенок, когда она устала возвращаться в Россию из-за границы с чемоданами вещей, слишком дорого стоивших на родине. В 2015-м предпринимательница вместе с мужем запустила проект, призванный избавить пользователей от необходимости всякий раз ехать за нужным товаром самим. На платформе Grabr можно оставить простую заявку, и за $10 ее возьмется исполнить путешественник, которому «по пути» с заказчиком. Так родилось и выросло сообщество из почти миллиона пользователей. Они доставляют друг для друга товары по всему миру — причем среди «курьеров» есть и сооснователи компании. Уникальный бизнес уже привлек $14 млн инвестиций.
, 29 лет, «Робот Вера»
Сооснователь Stafory, компании-разработчика робота для подбора персонала «Вера», перебрался в Санкт-Петербург с Дальнего Востока в 2006 году. Идея создать виртуального ассистента, который поможет компаниям автоматизировать процессы массового рекрутинга, пришла ему в голову в 2015-м. В том же году он вместе с партнером Александром Ураксиным всерьез взялся за разработку «Веры». Инновационный продукт получился востребованным: помощью ассистента с технологиями искусственного интеллекта уже воспользовались порядка 200 крупных компаний. Среди клиентов Stafory — , «», PepsiCo, «Ростелеком» и IBS. В декабре 2018-го стартап привлек 226 млн рублей. Основной инвестор — .
Сколько выпить: сомнительный ответ о полезных дозах
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео