Войти в почту

Кому восстанавливать жилые дома-памятники

Решить одним законом сразу три проблемы — сохранить исторические здания, расселить коммуналки и провести капремонт там, где его 30 лет не было, — хотят депутаты петербургского Заксобрания. Элитное жильё вместо коммуналок Над законопроектом о ремонте жилых домов в историческом центре Санкт-Петербурга, которые имеют статус объектов культурного наследия, трудились представители сразу нескольких фракций городского парламента: Марина Щербакова и Денис Четырбок от «Единой России», Оксана Дмитриева и Сергей Трохманенко от «Партии Роста», Михаил Амосов от «Яблока». Должен был быть ещё эсер Алексей Ковалёв, но в момент внесения документа в Заксобрание он отсутствовал в городе, поэтому его подписи под текстом нет. Все они констатировали, что ремонтировать здания на общих основаниях за счёт Фонда капремонта невозможно: во-первых, такой способ не предусматривает реставрацию и восстановление декора интерьера — лепнины, росписей, лестниц, перил, дверей, витражей и прочих исторических деталей. Во-вторых, на всё это не хватит средств — стоимость ремонта домов-памятников в разы выше зданий в спальных районах. В итоге ремонтники латают дома как могут. Порой срубают лепнину. Иногда закрашивают вставки из декоративного камня на стенах. И часто заменяют витражи стеклопакетами. «Фактически мы предлагаем государственно-частное партнёрство, — обрисовала суть законопроекта Оксана Дмитриева. — Инвестор вкладывает деньги в восстановление дома-памятника, а государство возмещает ему расходы на реставрацию общедомового имущества и, если капремонт в доме до приватизации квартир не проводился, на капремонт». Главная выгода для бизнеса кроется в коммунальных квартирах, которых в старых домах до сих пор 25-40 процентов. Их предполагается выкупить у жильцов, восстановить в соответствии с требованиями КГИОП, отреставрировав весь уникальный декор, а потом дорого продать. «Цена этого жилья, конечно, будет высокая, — считает Дмитриева. — Но мы просчитывали, и не раз: по такой цене продать его можно». Не только фасады Проблема ремонта жилых домов-памятников остра не только для Петербурга. Точно так же обстоят дела в Москве, Саратове, Вологде, Рязани. Ведь Жилищный кодекс с 2014 года предоставляет лишь один способ финансирования ремонта — через Фонд капремонта, и не важно, идёт речь о новостройке или о 150-летнем здании. Два года назад этот вопрос обсуждали в Госдуме, где пришли к выводу, что без дополнительного финансирования со стороны государства тут не обойтись. Хотя в регионах средства, кто сколько может, выделяют, но, как правило, лишь на ремонт фасадов. Интерьеры остаются без заботы. 1378 многоквартирных домов в Петербурге имеют охранный статус. Все они нуждаются в капремонте. Из них 426 находятся в неудовлетворительном состоянии, 48 — в аварийном. По всей России таких домов — 12,2 тысячи.Кстати, в Петербурге сейчас проходит первое чтение законопроект Смольного, тоже говорящий о ремонте за счёт бюджета жилых домов — объектов культурного наследия. Но судя по суммам — 1,7 миллиарда рублей до 2028 года, — речь снова идёт лишь о фасадах. По сути, это ремейк масштабной программы 2000-х годов «Фасады Петербурга», проводившейся во время губернаторства Валентины Матвиенко, когда центру города удалось вернуть парадный вид. «Наш законопроект о другом, — пояснила Оксана Дмитриева. — Мы говорим о полном капитальном ремонте от фундамента до кровли с заменой всех коммуникаций, восстановлением лестниц, входных групп и всего общедомового имущества. А также о полной реставрации тех квартир, которые инвестор сможет выкупить у собственников. Тогда мы избавимся не только от коммуналок, но и от хостелов и прочих бизнесов, которым не место в жилых домах». Депутат подчеркнула, что отреставрированное жильё в Петербурге практически отсутствует. То, что скупалось в 90-е годы под элитные квартиры и мини-отели, утратило исторический облик — это в основном новодел. Попытка запустить в 2012 году в Северной столице программу сохранения исторического центра тоже не увенчалась успехом. Предполагалось, что город расселит старые дома, взяв на себя 60 процентов расходов, а на зачищенное от жильцов место пустит инвесторов, которые принесут оставшиеся 30 процентов денег. Выделили две пилотные территории — «Конюшенная» и «Северная Коломна», но оказалось, что всё это очень дорого и долго. Авторы нового законопроекта уверены, что теперь соотношение изменится: на бюджет ляжет лишь 30 процентов затрат — из них компенсируют расходы на реставрацию общедомового имущества и непроизведённый когда-то капремонт. В принципе всё, что предлагает законопроект, можно делать и без него. Жилищный кодекс говорит, что из региональных программ капремонта можно исключать аварийные здания и те, где расходы на работы существенно превышают нормативы. А во всех исторических зданиях эта разница — в разы. Так что в принципе можно взять дом-памятник и всё сделать за счёт не Фонда капремонта, а бюджета или инвестора. Но для каждого такого адреса — их в Петербурге почти 1400, а в Москве 200 — нужен отдельный нормативный правовой акт. «С принятием законопроекта правовой акт для каждого дома уже не потребуется — закон станет таким актом сразу для всех многоквартирных домов-объектов культурного наследия», — подчеркнула Дмитриева. Документ рождался два года. За это время авторы прошли долгий, сложный, но успешный путь согласований в комитетах Смольного. Документ поддержали градозащитники. А юридическую проработку текста делал известный юрист, бывший депутат Госдумы Виктор Похмелкин. Так что петербургские депутаты надеются, что их законопроект станет модельным для многих российских регионов: проблемы с жилыми домами-памятниками у всех одинаковые. «Конечно, этот законопроект не панацея, — осторожен в оценках зампред петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кононов. — Но есть надежда, что это шаг в правильном направлении».

Кому восстанавливать жилые дома-памятники
© Парламентская газета