С первых шагов ООО «ОГТ», судя по всему, было обречено на неэффективность
Не прошло и двух лет, а ООО «Общественный городской транспорт», как и его предшественнику МУП «ЧАТ», грозит банкротство. Инспекция ФНС по Курчатовскому района Челябинска через арбитражный суд предъявляет автобусному перевозчику требования в сумме 19,6 млн рублей. Что это – результат неэффективности управления предприятием, коррупция? На эти вопросы отвечать, конечно же, должны правоохранительные органы. Впрочем, они и отвечают – уже двумя уголовными делами, но этих дел предположительно могло бы не быть, если бы вовремя пресекли первые злоупотребления. В редакции оказалось письмо группы перевозчиков, адресованное антимонопольной службе еще в 2017 году. Речь в нем идет о нарушении закона о защите конкуренции при определении перевозчиков на муниципальных маршрутах. Авторы предполагали, что «ОГТ» осуществляет автобусные перевозки по регулярным маршрутам в границах города Челябинска и по садовым (сезонным) маршрутам по временным свидетельствам без проведения открытых конкурсов. А это есть ни что иное как ограничение конкуренции на рынке пассажирских перевозок, и, стало быть, существенное нарушение законодательства РФ. Мало того, они обнаружили на сайте ФНС наличие трех ООО с одинаковым названием «Общественный городской транспорт», учредителями которых являлись МУПы «Служба организации движения» и «Служба благоустройства». В то же время отсутствовали сведения о том, что эти ООО являются правопреемниками МУП «Челябинский автобусный транспорт». Познакомившись с содержанием письма, наша редакция сделала запрос в УФАС РФ по Челябинской области и получила исчерпывающий ответ на все вопросы, подтверждающие правоту авторов письма. Кроме того, в ведомстве подтвердили, что по результатам рассмотрения заявления перевозчиков Челябинским УФАС России 07.03.2018 г. в отношении Управления транспорта администрации города Челябинска было возбуждено дело №04-07/17 по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившемся в создании дискриминационных условий деятельности хозяйствующим субъектам, в том числе ввиду необеспечения выполнения возложенных на него полномочий по созданию условий для предоставления транспортных услуг и организации транспортного обслуживания населения по муниципальным маршрутам регулярных перевозок. Цитируем: «Управлением без проведения торгов 28.04.2017 г. выданы ООО «Общественный городской транспорт» свидетельства об осуществлении регулярных перевозок и карты маршрутов по 17 нерегулированным маршрутам и 11 садовым маршрутам в целях обеспечения транспортного обслуживания населения города Челябинска по социально значимым маршрутам до проведения торгов на срок 180 дней. При этом Управлением не прекращено действие отдельных свидетельств по окончании срока их действия, а также не объявлен открытый конкурс на право выдачи свидетельств по нерегулируемым маршрутам в сроки, установленные действующим законодательством». УФАС 20.09.2017 года сделало предупреждение Управлению транспорта о прекращении нарушений антимонопольного законодательства до 15.12.2017 года и получило ответ от 18.12.2017 г., что предупреждение исполнено. Однако, как выяснили антимонопольщики, нарушения продолжились и в следующем 2018 году – те же самые, можно подробно не перечислять. Родилось новое предписание от 06.12.2018 г., которое должно быть исполнено уже в этом году. Если, конечно, «ОГТ» до установленных сроков доживет при нынешней ситуации с его предполагаемым банкротством… Из этих нарушений вытекали другие. Как удалось выяснить редакции, по сути осуществляя перевозки на незаконных основаниях, ООО «ОГТ» получало из бюджета и субсидии за перевозку льготников, а это десятки миллионов рублей. Кроме того, все горожане помнят, как предприятие повысило оплату на проезд в автобусах и трамваях с 20 до 23 рублей, что получается, тоже не вполне законно. Одним словом, преференции «ОГТ» были предоставлены значительные – ни тебе конкурсов, ни конкурентов, предприятию досталась вся инфраструктура МУПа, хотя официально и не правопреемника, теплые стоянки, ремонтная база, транспорт. И что мы видим в результате – многомиллионные убытки, очередное банкротство? У нашей истории не может не быть героев и они, безусловно, есть. Это в первую очередь руководитель Управления транспорта администрации города Челябинска на тот момент Роман Болотов, который незаконно без проведения открытого конкурса выдал временные свидетельства и карты маршрутов вновь созданной компании, нарушив при этом законные права других перевозчиков. Кроме того, Болотов без проведения аукционов предоставил ООО «ЧелябГЭТ» право на перевозку пассажиров на муниципальных маршрутах регулярных перевозок. Эти действия помогли двум предприятиям получать компенсации за проезд льготников, повышать цены на проезд. Насколько нам известно, закон трактует такие действия как превышение должностных полномочий. А это уже преступление. Сказать, что Роман Болотов и депутат Челябинской городской Думы, возглавивший ООО «ОГТ», Дмитрий Холод, ничего не знали, не ведали, нельзя – были предупреждения, были предписания антимонопольного ведомства. Они были не исполнены. Что тогда, ведь были же, наверное, и какие-то другие рычаги воздействия на чиновников? Вероятно, да. Вот, например, в конце прошлого года в отношении ООО «ОГТ» была проведена так называемая встречная проверка Контрольно-счетной палаты города Челябинска. Можно только предполагать, какие доказательства неэффективной, если не сказать больше, деятельности этого транспортного предприятия насобирали проверяющие, но, увы, они держат их в страшной тайне и, на наш взгляд, тем самым нарушают Закон о СМИ. Вот что в ответ на наш запрос написал председатель КСП Юрий Ветриченко: «На Ваше обращение по вопросу предоставления результатов встречной проверки в ООО «Общественный городской транспорт» сообщаем, что Положением о Контрольно-счетной палате города Челябинска, утвержденным решением Челябинской городской Думы от 27.09.2011 №27/13, Контрольно-счетная палата горда Челябинска не наделена полномочиями по предоставлению документов, составляемых по результатам контрольного мероприятия, юридическим и (или) физическим лицам по их запросам. В соответствии с регламентом Контрольно-счетной палаты города Челябинска акт проверки направляется руководителю объекта контрольного мероприятия». А мы-то, наивные, думали, что блюдя за эффективным расходованием бюджетных денег, КСП осуществляет деятельность в интересах города и должна быть открыта для сограждан. Областная КСП, к примеру, все результаты проверок публикует у себя на сайте. Но нет, есть, оказывается, у Юрия Ветриченко тайны от СМИ. А, по идее, как мы это себе представляем, результаты проверки должны были быть положены на стол, ну, например, руководителя СК хотя бы районного уровня. По инсайдерской информации, так оно и было, и в районный отдел СК такие документы поступали – от чекистов. На удачу мы запросили информацию у руководителя следственного отдела Центрального района СУ СК РФ по Челябинской области Евгения Бабича. Но, видимо, свои тайны Евгений Бабич хранит еще трепетнее, чем Юрий Ветриченко, – он даже не ответил нам в установленный законом срок. Если же чекистам в возбуждении дела было отказано, то господин Болотов полностью уходит от ответственности и, как уже звучало в прессе, может пополнить ряды местных политиков или, чего греха таить, снова вернуться во власть. Мы не претендуем на большие обобщения, эта история – лишь небольшая страничка из большого романа о том, как в городе разворовывали и по сути уничтожали общественный транспорт. Мы нисколько не сомневаемся, что и имена всех героев этого романа известны в нужных кабинетах. Нет только политической воли, чтобы бороться не со следствием, а с причинами. Ну как в нашей истории. По «ОГТ» уже есть два уголовных дела, но, увы, по стрелочникам… P.S. Все наши запросы в означенные ведомства остаются в силе и к ним мы добавляем запросы в УФСБ по Челябинской области, а также в областную прокуратуру, чтобы уж точно понимать, как и что у нас в области складывается: если есть преступление, следует ли за ним наказание.