Основатели CarPrice привлекли $2,5 млн под проект по обмену старых телефонов на новые
В мае 2019 года сервис перепродажи б/у смартфонов SmartPrice привлек новый, третий по счету раунд инвестиций, рассказал Forbes сооснователь компании Александр Черняк. $2,5 млн в проект вложил российский фонд ExpoCapital и ряд иностранных бизнес-ангелов — Теодоро Д’Амброзио и Марко Вальта (в списке портфельных проектов — Airbnb, Beepi, Dreamlines, NU3, Carprice и др.), а также Хампус Люнггрен (швейцарско-итальянский бизнес-ангел). SmartPrice — проект, запущенный в 2017 году сооснователями сервиса продажи подержанных автомобилей CarPrice Александром Черняком и Артемом Большаковым. Сервис предложил сетевым магазинам мобильной электроники работать по программе trade-in: клиент может прийти в «Связной», «МегаФон», МТС и другие магазины и сдать старый телефон, получив скидку на новый. Б/у аппараты SmartPrice у салонов связи выкупает, восстанавливает и продает на своем сайте (уровень маржинальности не раскрывается), давая гарантию в три месяца. «Потребители получают возможность монетизировать старую мобильную технику, которая обычно лежит мертвым грузом дома, а салоны — увеличить продажи новых телефонов за счет необычного маркетинга», — поясняет Черняк. По его словам, к концу 2019 года количество выкупленных телефонов должно достигнуть 700 000 штук. «В мае этого года мы вышли на безубыточность, и сегодня SmartPrice фактически не нуждается в средствах портфельных инвесторов. Тем не менее, мы решили ускорить развитие компании за счет внешнего капитала. Наши ближайшие планы — выход в страны Таможенного Союза, прежде всего, организация работы в Беларуси, Казахстане и Узбекистане. Запуск услуги trade-in с местными ведущими розничными сетями состоится уже этим летом», — комментирует новый раунд инвестиций Владислав Овчинников, гендиректор и совладелец SmartPrice. Факт сделки Forbes подтвердили представитель ExpoCapital и инвестор Марко Вальта. «SmartPrice — уникальный проект на рынке России. Очень мало конкурентов, огромный свободный неорганизованный вторичный рынок смартфонов и планшетов», — говорит управляющий директор ExpoCapital Никита Ряузов. «Я хорошо знаю бизнес-модель успешного бразильского сервиса Trocafone, услышал, что кто-то запускает подобный в России. Связался с [сооснователем CarPrice] Оскаром Хартманном — я инвестировал в его CarPrice через венчурный фонд — и попросил представить меня команде, — рассказал Forbes Вальта. — Модель доказала успех во многих странах. Россия — большой рынок, и мы уверены, что SmartPrice сможет его завоевать». По словам управляющего директора ExpoCapital, фонд приобрел менее 10% в компании, сумма инвестиций не раскрывается. Вальта отказался назвать выкупленную долю, но уточнил, что его вложения не превысили $0,5 млн. По словам Артема Большакова, у основателей осталось больше 50% в компании. Проект работает от имени ООО «Мобитех», принадлежащего кипрскому «Моби-Чанс Холдинг ЛТД». Кроме выхода в страны СНГ, основатели планируют потратить средства на запуск собственной розничной сети магазинов подержанных телефонов под брендом SmartPrice, поделился Большаков. Сеть должна начать работу к осени 2019 года, уточнил он. С момента запуска SmartPrice совокупно привлек $5,25 млн — $250 000 в июне 2017 года от ряда бизнес-ангелов и бразильской Trocafone (работает по сходной со SmartPrice бизнес-модели в Бразилии и Аргентине), $2,5 млн в апреле 2018 года от частных инвесторов и фондов, в числе которых был ExpoCapital. До запуска SmartPrice Черняк и Большаков совместно с Оскаром Хартманном и Эдуардом Гуриновичем развивали сервис по продаже подержанных машин в онлайне и офлайне CarPrice. 20 самых дорогих компаний Рунета — 2019. Рейтинг Forbes 1 из 20 2 из 20 3 из 20 4 из 20 5 из 20 6 из 20 7 из 20 8 из 20 9 из 20 10 из 20 11 из 20 12 из 20 13 из 20 14 из 20 15 из 20 16 из 20 17 из 20 18 из 20 19 из 20 20 из 20 1. «Яндекс» В 2018 году экосистема «Яндекса» пополнилась сервисами «Яндекс.Облако», «Яндекс.Диалоги», «Яндекс.Плюс» и «Яндекс.Драйв». В феврале 2018-го закрылась сделка по объединению «Яндекс.Такси» и Uber в России и пяти соседних странах. Доля «Яндекса» в новой компании стоимостью более $3,8 млрд составила 59,3%. Также «Яндекс» купил агрегатор скидок «Едадил» и 83,3% сервиса доставки продуктовых наборов «Партия еды». 2. Mail.ru Group Mail.ru Group продолжает соперничество с «Яндексом» в диверсификации онлайн-бизнеса. В начале 2018 года группа купила киберспортивный холдинг ESforce за $100 млн, а в апреле запустила онлайн-сервис заказа лекарств «Все аптеки». Осенью 2018-го группа получила около 18% акций онлайн-сервиса такси «Ситимобил» и договорилась с китайским интернет-гигантом Alibaba создать онлайн-ретейлера AliExpress Russia. 3. Avito Крупнейший сайт бесплатных объявлений в России был основан шведами Йонасом Нордландером и Филипом Энгельбертом. Сервис зарабатывал в основном на услуге по продвижению объявлений. За 2018 год число его пользователей выросло с 32 млн до 35 млн человек в месяц. В январе 2019 года фонд Naspers выкупил 29,1% акций компании за $1,16 млрд, доведя свою долю до 99,6%. Так сервис получил оценку в $3,85 млрд. 4. Wildberries Основанная в начале 2000-х годов компания Wildberries начинала с продажи одежды по каталогам. Сейчас это крупнейший интернет-ретейлер, выручка которого год от года растет. Сами основатели, супруги Бакальчук, однажды признались Forbes, что никогда не предполагали, что создадут суперпроект. Но по итогам 2018 года выручка их компании превысила 100 млрд рублей, а оценка капитализации — $1 млрд. 5. Ozon Group В марте 2018 года МТС инвестировала в онлайн-ретейлера Ozon 1,15 млрд рублей, увеличив свою долю в нем с 11,2% до 13,7%. Позже телеком-гигант нарастил долю уже до 16,66%, сумма сделки не раскрывается. Привлеченные средства Ozon вкладывает в развитие инфраструктуры и новые проекты. В 2018 году он получил лицензию на фармацевтическую деятельность и начал доставлять лекарства на дом. 6. HeadHunter HeadHunter занимает лидирующие позиции среди сайтов по поиску работы в России и странах СНГ. В 2017 году сервис объявил о планах выйти на IPO в 2018 году на бирже NASDAQ. Он рассчитывал привлечь у инвесторов $250 млн, что означало бы оценку в $500 млн. В итоге, по некоторым данным, сделка оказалась под вопросом из-за жестких санкций США, принятых в апреле 2018 года. 7. «Ситилинк» «Ситилинк» — единственный онлайн-ретейлер в списке Forbes, который специализируется на торговле электроникой. Компания активно наращивает свое присутствие и в офлайне: за год количество ее магазинов выросло с 44 до 80. У ретейлера есть сеть из 470 пунктов выдачи и приема заказов «Ситилинк-мини». К концу 2019 года компания планирует увеличить число магазинов до 200, собственных пунктов выдачи — до 600. 8. 2ГИС В 1999 году новосибирский предприниматель Александр Сысоев придумал объединить карту города со справочником. Сегодня сервисом ежемесячно пользуются 45 млн человек из 370 городов в девяти странах. В 2018 году американская компания Apple включила данные 2ГИС в стандартное приложение «Карты». Помимо карт в сервисе 2ГИС также представлено около 60 бесплатных путеводителей по разным странам. 9. Lamoda Последние несколько лет онлайн-ретейлер одежды и обуви Lamoda активно развивает b2b-направление: магазины-партнеры получили возможность использовать логистику и инфраструктуру компании. Сейчас по этой модели Lamoda сотрудничает с 20 крупными брендами. В 2019 году Lamoda планирует открыть свой первый офлайн-магазин почти на 1000 кв. м. 10. ivi В 2018 году выручка крупнейшего российского онлайн-кинотеатра ivi выросла более чем в полтора раза. Платная модель в ее структуре стала основной, окончательно обогнав рекламу. По словам основателя сервиса Олега Туманова, к 2020 году ivi может выйти на IPO на бирже NASDAQ, если удержит темпы роста. Недавно сервис стал доступным на приставках для телевизора Roku в США, Канаде и Великобритании. 11. Aviasales Сервис для поиска и бронирования авиабилетов Aviasales принадлежит структуре Go Travel Un Limited со штаб-квартирой в Пхукете. За 2018 год его аудитория выросла с 10 млн до 12 млн уникальных пользователей в месяц. В начале 2018 года компания вышла на рынок Казахстана, где заработал сайт aviasales.kz, а в июле запустила совместно с Avito портал для поиска билетов и туров avitotravel.ru. 12. Profi.Ru Идея сервиса принадлежит Сергею Кузнецову, который, будучи аспирантом МФТИ, подрабатывал репетитором и в 2006 году создал сайт для поиска заказов «Ваш репетитор». Позже к нему присоединился Егор Руди, они объединили несколько собственных проектов в один — Profi.ru. Сервис зарабатывает на комиссии с каждой оказанной услуги. В 2018 году через Profi.ru осуществлено 2,8 млн заказов. 13. ОнлайнТрейд.Ру Интернет-магазин «ОнлайнТрейд.ру» продает товары в 30 категориях, включая электронику, бытовую технику, фармацевтические и косметические средства, мебель, одежду и даже продукты питания. Его сеть состоит из 390 пунктов выдачи товаров в 102 городах России. Ретейлер обрабатывает более 16 000 заказов ежедневно. В 2018 году он запустил в Химках транспортно-логистический комплекс площадью 23 000 кв. м. 14. Skyeng Онлайн-школа английского языка Skyeng стремительно развивается: за 2018 год число преподавателей, зарегистрированных на сайте, выросло с 2200 до 5440 человек, а учеников — c 19 500 до 52 500 человек. Выручка компании выросла в два раза по сравнению с 2017 годом. В январе 2018 года Skyeng привлекла финансирование от инвестиционного фонда Baring Vostok, по итогам сделки стартап оценен примерно в $100 млн. 15. 1С-Битрикс Компания возникла как совместное предприятие Сергея Рыжикова («Битрикс») и Бориса Нуралиева («1С») и занимается разработкой системы управления сайтами и онлайн-проектами. Первоначально основной доход приносила продажа лицензий веб-студиям (более 15 000), однако сейчас большую его часть обеспечивает «Битрикс24», которая разрабатывает CRM и сервис для управления бизнесом в России и по всему миру. 16. TalentTech Технологическая компания, выросшая из подразделения инвестиционной компании «Севергрупп» Алексея Мордашова. С 2017 года объединяет несколько проектов в области образования и трудоустройства: «Нетология», «Фоксфорд», «Ремонтник.ру», FL.ru, Potok, JungleJobs. Крупнейший проект группы — «Нетология-групп», вошедший в структуру в августе 2017 года, обеспечивает около 80% годовой выручки. 17. Циан Групп За пять лет портал cian.ru превратился в сверхпопулярный сервис по аренде и продаже недвижимости. Сейчас его аудитория превышает 12 млн человек в месяц. В 2018 году ЦИАН объявил о запуске сервиса одобрения ипотеки от банков: покупатель заполняет анкету онлайн, выбирает подходящее предложение, отсылает в банк сканы документов и получает согласие или отказ. 18. B2B-Center B2B-Center помогает крупным компаниям выбирать подрядчиков для сложных услуг и искать дорогостоящее промышленное оборудование. За 16 лет на площадке прошло более 1,1 млн торгов на 16,1 трлн рублей. В январе 2019 года B2B-Center запустил площадку B2B-Start для среднего бизнеса, принимать участие в тендерах на ней может любая зарегистрированная компания, при этом электронная подпись не требуется. 19. Superjob Портал Superjob запустил Алексей Захаров, владевший тогда разработчиком сайтов «Триумвират Девелопмент». За 19 лет у сервиса не изменились учредители. У компании есть некоммерческое направление «Профориентация»: эксперты Superjob выступают в вузах с лекциями о том, как построить карьеру. По оценкам Forbes, Superjob занимает долю более 20% на рынке онлайн-сервисов для поиска работы. 20. YouDo Сервис YouDo объединяет заказчиков и исполнителей различных заданий: курьерские услуги и грузоперевозки, ремонт, уборка, компьютерная помощь. На сайте создано более 4 млн заданий и зарегистрировано около 1 млн исполнителей, с которых берется плата за информацию об их услугах. В 2018 году МТС купила 13,7% акций сервиса за $12 млн. Ранее в проект вложился венчурный фонд АФК «Система» Sistema VC.