Ещё

Почему Америка восхищалась Чкаловым 

Фото: Вечерняя Москва
18 июня 1937 года экипаж на самолете АНТ-25 начал первый в мире беспосадочный перелет из  через Северный полюс в Америку. Легендарный полет вписан золотыми буквами в историю СССР и мировой авиации. Но долго его истинная история не подлежала огласке, ибо была переполнена ненужным драматизмом…
1920–1930-е годы отмечены взлетом интереса к авиации, куда стремились талантливые и отчаянные молодые люди. СССР не был исключением, на авиацию была сделана политическая ставка, чтобы подчеркнуть достижения социализма. Сейчас это забылось, но полет Чкалова официально именовался «сталинским маршрутом».
СССР решил «прибрать к рукам» мировые рекорды в авиации. Главная ставка — на дальность. Над самолетом АНТ-25 работали великие конструкторы Туполев и Сухой, двигатель поручили Микулину. Первый испытатель — чемпион СССР по тяжелой атлетике  — в 1934 году пролетел больше 12 000 километров. Мировой рекорд засчитан не был, поскольку СССР не являлся членом Международной авиационной федерации. Тем не менее Громов стал Героем Советского Союза.
Участник спасения челюскинцев, Герой Советского Союза (звезда № 2) Сигизмунд Леваневский, которому благоволил Сталин, из всех вариантов дальнего полета настаивал на амбициозном — через Северный полюс в Америку. Аргумент — не нужно разрешение на пролет третьих стран, которые могли сорвать идею Громова лететь в . 3 августа 1935 года Леваневский, Байдуков и Левченко начали полет по маршруту Москва — . Однако через 2000 километров Леваневский лег на обратный курс из-за ненадежности, как ему показалось, самолета. Больше на машинах Туполева он в воздух не поднимался, объявив конструктора «вредителем». Туполеву это стоило инфаркта.
Георгий Байдуков верил, что АНТ-25 может выполнить задачу, и уговорил возглавить экипаж лучшего летчика-испытателя Валерия Чкалова. В 1936 году экипаж со штурманом Беляковым слетал на Камчатку. В Москве летчиков встречал лично Сталин. Все члены экипажа были удостоен звания Героев Советского Союза.
Было решено, что в Америку полетят вместе два самолета — Чкалова и Громова. Но перед вылетом заместитель наркома авиации Яков Алкснис (его внук Виктор — известный политик) задержал экипаж Громова, чтобы из-за конкуренции не создавать излишний риск. Через год Алкснис был расстрелян за участие в заговоре Тухачевского, помянули и это решение.
Перелет Чкалова проходил в жутких условиях. Прежде всего, было обширное обледенение, приходилось непрерывно качать насос. Не удалось связаться с дрейфующей станицей «Северный полюс — 1», машину вели вслепую. Температура в кабине опустилась до минус 20. Чтобы облететь скалистые горы, поднялись на незапланированные 6000 метров. Кислородных масок не было, двум летчикам для экономии сил пришлось лежать на полу. Из 60 часов две трети времени за штурвалом был Байдуков — мастер «слепых полетов».
Посадку в американском Ванкувере (не путать с канадским) на короткой полосе виртуозно провел Чкалов. Самолет АНТ-25 встречала восторженная толпа. Восхищение вызвал мотор, который был в идеальном состоянии. Комендант аэропорта генерал через несколько лет стал автором плана послевоенного восстановления Европы. В Вашингтоне экипаж Чкалова встречал лично президент Рузвельт.
Однако 8,5 километров — это не мировой рекорд. Меньше чем через месяц рубеж взял экипаж Громова, который на втором АНТ-25 прошел маршрут от Москвы до Калифорнии. Громов учел опыт, накопленный в полете Чкалова. Топлива осталось так много, что можно было идти до Панамы. Все полеты начинались в подмосковном аэропорту около Щелкова, который сейчас называется Чкаловский. В тихом Ванкувере главным событием остается прилет летчиков из СССР в 1937 году. Одна из улиц носит имя Чкалова.
Легендарный испытатель погиб в 1938 году на новом истребителе. Генерал Байдуков дошел до Берлина, стал одним из создателей системы ПВО. Генерал Громов добился пересмотра дела Королева, прошел войну, создал знаменитый летно-исследовательский институт в Жуковском, который носит его имя.
Трагически сложилась судьба Сигизмунда Леваневского. Еще в 1936 году он совершил перелет из Лос-Анджелеса до Москвы на американском самолете с короткими посадками. В августе 1937 года Леваневский с экипажем из шести человек пропал без вести во время перелета через Северный полюс от Москвы до Аляски на самолете ДБ-А. Изучались даже показания якутов и эскимосов, поиски велись до 1980-х годов. Никаких следов.
Надо сказать, что Туполев высказывал версию, что Леваневскому удалось сесть в Аляске, но американцы заинтересовались конструкцией самолета и инсценировали исчезновение, а Леваневский испугался возвращаться в СССР. Против версии хотя бы тот факт, что в СССР бомбардировщик ДБ-А не пошел в серию, проиграв конкуренцию еще одному самолету Туполева.
Отношения у ярких людей бывают непростые, но это не умаляет значения отчаянных и фантастических пионеров авиации. Хотя в эпоху бесконечных шоу их порыв кажется странным…
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео