В Москве растет спрос на торговую и офисную недвижимость
Вопреки снижению реальных доходов населения, спрос на торговую и офисную недвижимость растет. По данным «Коммерсанта», консультанты объясняют это завершением реализации программы благоустройства «Моя улица». Второй фактор — повышение лояльности собственников недвижимости, готовых снизить арендные ставки. Самой дорогой торговой улицей в России остается Столешников переулок в Москве, где ставки колеблются в диапазоне 180-244 тысячи рублей за квадратный метр в год. Одной из наиболее доступных в центре считается Пятницкая, где снять помещение можно за 53–100 тысяч рублей за «квадрат» в год. С выводами коллег не согласна директор направления «Стрит-ретейл» компании Knight Frank Виктория Камлюк. Виктория Камлюк директор направления «Стрит-ретейл» компании Knight Frank «Того, что в этом году есть риск снижения вакансий, мы пока не видим. Если рассматривать те улицы, которые в статье, Столешников и Пятницкую, это, на самом деле, действительно наиболее яркие улицы. Сказать, что есть какое-то изменение, какой-то новый тренд на этих улицах, я также не могу. Самые высокие ставки — в Столешниковом с точки зрения существующих договоров аренды. Но в Столешниковом сейчас одна из самых высоких вакансий. Говорить о том, что арендаторы имеют интерес к этой улице и что есть высокий спрос или какой-то всплеск, мы также пока не можем. Столешников переживает сейчас не самые лучшие времена. Ставки, которые приводятся в статье, действительно существуют, но, повторюсь, по открытым помещениям. Если у арендатора есть пожелание открыть что-то новое в этом коридоре, то можно найти ставки ниже. Что касается Пятницкой, она делится на несколько отрезков, и наиболее ликвидный из них — это близость к метро и пересечение с Климентовским переулком. На этом перекрестке действительно ставки высоки. Если говорить о доступности Пятницкой, то в этой локации это практически неосуществимый маневр. Арендовать что-то дешево и в принципе что-то арендовать сложно, потому что пустых помещений нет, есть только ротация. Если берем участки Пятницкой, близкие к Садовому кольцу, и противоположную сторону улицы к набережной, там действительно вакансия есть и ставки ниже, но потому что там гораздо меньше человеческий, пешеходный трафик и отсутствие парковки». По расчетам Colliers International, в первом полугодии в Москве может быть введено 140 тысяч квадратных метров новых офисных площадей, что в 3,5 раза больше аналогичного прошлогоднего показателя. Несмотря на увеличение темпов строительства, качественных помещений в городе по-прежнему не хватает, а средний уровень вакантности сокращается. Немного растут средние ставки. Эта ситуация прогнозировалась еще три года назад, отмечает управляющий партнер Colliers International, президент российской Гильдии управляющих и девелоперов Николай Казанский. — Даже при отсутствии роста экономики, когда были такие годы, у нас все равно оборот офисов в Москве был порядка более миллиона квадратных метров и чистый прирост под полмиллиона каждый год. Поэтому те свободные офисы, которые на рынке были, они оказались за прошедшие два, три, четыре года занятыми. Соответственно, сейчас вакансия у нас находится в пределах 8-9%. К концу года может быть уже на уровне 6% по офисам, например в Москве, что характеризует уже сбалансированный рынок. И таким образом, снова начинается спрос на участки под девелопмент офисных зданий. — Какие факторы повлияли, привели к такой ситуации? — В последние несколько лет офисов вводилось крайне мало. В прошлом году было введено офисов вообще минимальное количество за последние лет, наверное, двадцать, может быть, с первой половины 1990-х. Так как никто не строил, а спрос в Москве есть, он все свободные офисы вымыл, по сути дела, довымывает с рынка. Таким образом, у нас опять возникает дефицит офисных зданий. Это мы прогнозировали еще два-три года назад. Ведь все было спрогнозировано, просто это нормальный рыночный цикл. Тут ничего неожиданного нет. Что касается объема площадей, то, по словам аналитиков, арендаторы меняют одно пространство на другое, чтобы улучшить качество офисного или торгового помещения, однако о расширении таких площадей речи не идет.