Бессильны перед безопасностью. Почему сбои геолокации в Москве не победить
Hyperloop в Москве еще не построили, но, несмотря на это, столичные водители смогли буквально за несколько секунд переместиться из центра города в аэропорт Шереметьево. Все это из-за очередного сбоя в работе навигации. Причем, видимо, спасения от «телепортаций» нет. Московский телепорт Сбои геолокации в Москве стали привычным делом. Однако обычно они продолжаются всего несколько минут, и популярные сервисы навигации уже изобрели «таблетку» от этой беды. Так «Яндекс», если система видит резкие скачки в позиционировании, сохраняет последнее место, откуда был получен сигнал, но предупреждает пользователя о плохом соединении со спутниками. Другое дело, когда сбой действительно глобальный и продолжается около часа. Именно такие неполадки произошли в Москве 15 июня. Источник фото: «Яндекс.Навигатор» Судя по обсуждениям в сервисе «Яндекс.Навигатор», водителей с Тверской, Варшавского шоссе, площади Киевского вокзала и других улиц, расположенных в центре города, перебрасывало в аэропорт Шереметьево. Кстати, во время масштабных сбоев карты отправляют своих пользователей именно в Шереметьево, другие аэропорты и просто загородные объекты задействуются реже. «Проблема появляется ввиду обеспечения безопасности специализированными службами. Точной причины установить невозможно. Механизм работы таков: когда мобильные телефоны ловят GPS-сигнал, их работу координирует специальный чип, датчик, который определяет местоположение данного устройства. Однако существуют специализированные средства, которые позволяют в этот сигнал вносить коррективы. Очень часто это наблюдается в районе каких-то правительственных объектов. Соответственно геолокация этого мобильного устройства переносится в другое место за счет корректировки данного сигнала», — объяснил «360» пресс-секретарь НП «ГЛОНАСС» Ярослав Федосеев. По его словам, навигация снова начинает работать, как только устройство, регулирующее сигнал, выключается. Мобильный телефон снова ловит правильный сигнал, и местоположение корректируется. PR-менеджер Garmin.ru Алексей Гилязов добавил, что сигнал, который перебивает спутники, не просто очень сильный, он превосходит ГЛОНАСС и GPS еще и потому, что его источник находится на Земле, а не в космосе. Эти передатчики включаются на земле. Поскольку сигнал более сильный, все преемники мобильных телефонов, специализированные приемники в машинах начинают принимать более сильный сигнал и внезапно оказывается, что они в Домодедово Алексей Гилязов. Спутник, прием Решить проблему окончательно, чтобы «телепортации» не повторялись, как считает Федосеев, невозможно. Он заметил, что это вопрос обеспечения правительственной безопасности. Решения проблемы нет. Любой сигнал посредством навигационных технологий можно скорректировать. Если это не защищенный канал, найти решение практически невозможно. Создавать защищенные каналы для мобильного устройства — операция весьма дорогостоящая Ярослав Федосеев. Есть и еще один способ — избавиться от источника сигнала. Правда, нельзя забывать, что речь идет о безопасности, так что вряд ли это можно сделать просто и безнаказанно. «Надо найти людей, которые включают сильные передатчики и попросить их больше так не делать. Это не сбой в системе GPS. В прошлый раз, если мне не изменяет память, четыре года назад было. Там спутники на одну сотую секунды не синхронизировались, и пошли сбои по времени. Конкретно этот сбой локальный», — заявил Гилязов. Несмотря на то, что совсем избавиться от «телепортаций» не получается, компании уже сделали многое, чтобы оградить водителей от резких перемещений. Например, сейчас уже многие забыли, что на набережной возле Кремля была точка, после попадания в которую машины волшебным образом перемещались во Внуково. Особенно остро эта проблема проявилась в 2016 году, после чего «Яндекс» и придумал запоминать место, откуда был получен последний сигнал до резкой переброски. «Навигатор теперь распознает резкие скачки сигнала GPS на большие расстояния (при движении по построенному маршруту) и оставляет вашу координату в текущей точке маршрута. При этом построенный маршрут и карта с ориентирами остаются на экране, а приложение предупреждает одной из фраз в случайном порядке: „Зона помех, возможны ошибки GPS“, „Защита от телепортации включена“ или „GPS нет, но вы держитесь“», — рассказал представитель «Яндекса» радиостанции «Говорит Москва». При этом в компании напомнили, что перезагрузка мобильного устройства в такой ситуации не поможет. Система потеряет сохраненный маршрут, а первой координатой, которая придет на устройство, будет аэропорт. Ни уехать, ни поесть Из-за проблем с геолокацией в Москве 15 июня не работали и городские услуги. Сооснователь каршерингового сервиса BelkaCar Екатерина Макарова рассказала газете «Коммерсантъ», что пользователи не могли завершить заказы, поскольку система определяла их совсем в другом месте. «Если вам позвонили параллельно 100 человек, у вас колл-центр „лежит“. Приложение будет вам говорить, что вы проехали тысячу километров, перепробег считать и снимать с карты. Мы потом анализируем реальные треки до того, как его отбросило, и, соответственно, перерассчитываем. Обычно мы за ночь после таких огромных сбоев это разрешаем», — заметила Макарова. Мало то, что москвичи в пятницу никуда не могли доехать, а ведь именно в этот день многие жители столицы отправляются на машинах на дачу, они даже не могли поесть. Именно вчера стало понятно, насколько услуги, по крайней мере в Москве, привязаны к правильному определению геолокации. Проблемы в работе подтвердили в сервисе Delivery Club. Операционный директор Артур Чистяков отметил, что обычно взаимодействие с курьерами у них автоматизировано: человек назначается на доставку по принципу близости. Из-за сбоя же все курьеры «оказались» в Шереметьево. Компания назначала заказы самостоятельно. По словам Чистякова, из-за всего этого время доставки могло быть больше, чем обычно. Для чего именно блокируется сигнал, кроме слов об обеспечении безопасности, «360» так и не рассказали. Но известно, что о подобной «телепортации» в Кремле знают. «Если есть какие-то необходимые меры безопасности, то они принимаются, это совершенно нормально. Но связано ли это как-то с GPS или иным сигналом, я вам сейчас сказать не могу, так как это все-таки требует квалифицированного ответа», — прокомментировал сбои в октябре 2016-го пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков (цитата по «Интерфаксу»). Он призвал обратиться в Федеральную службу охраны президента.