Кен Пепловски впервые выступил в России – итоги SibJazzFest-2019
История этого мероприятия начинается еще с советских времен. Первые упоминания о съездах джазменов в газете «Советская Сибирь» появились в 1929 году. С 60-х годов фестивали становятся регулярными. — Владимир Николаевич, с какого года вы помните джазовый фестиваль в Сибири? — Я появился в Новосибирске в 1976 году. С тех пор все, что происходило здесь, в принципе, помню. Могу сказать, что был один фестиваль лет десять назад, который с точки зрения состава участников, конечно, выходил за пределы обычного. Это были сплошные звезды первой величины. Были Майкл Стерн, Жан-Люк Понти, был выдающийся баянист, который прекрасно играет джаз, — Ришар Гальяно. Ничего круче в Новосибирске не было. Народу, естественно, было много. Те фестивали проходили всего по два-три дня, поэтому наполнить программу при достаточном бюджете не составляло особого труда. Я помню хорошо те свои впечатления, потому что поначалу скептически отнесся к ансамблю Стерна — Понти. Ну да, джаз-рок. Что я, не знаю джаз-рока? Ни на какие особые открытия я не надеялся. Думал, послушаю минут десять за кулисами, достаточно для общего впечатления. В результате я прослушал все их выступление от начала до конца! Это было настолько интересно, настолько неожиданно, нетипично и нестандартно для джаз-рока, настолько изобретательно аранжировано и сыграно, что я вынужден был поменять свое отношение к джаз-року. Ну и Гальяно, безусловно, впечатлил — на баяне играет джаз очень выразительно. Вот такие были ощущения. — Кто был инициатором подобных фестивалей в советское время? — Это были единицы, естественно энтузиасты. У нас таким был и есть, конечно же, Сергей Беличенко. За это ему, несомненно, надо поставить памятник, если еще не поставили. Он был основным двигателем — организовывал фестивали, приглашал артистов. Сам играл джаз, и я вместе с ним. Джаз тогда звучал очень редко, услышать его в концерте было большим везением. Информацию об этой музыке черпали из эфиров вражеских радиостанций, которые старательно глушились, и с редких пластинок, привезенных полуконтрабандно из-за рубежа. Естественно, люди, которые посвящали себя исполнению этой музыки, — это были фанаты своего дела. В мое время комсомол старался курировать все эти фестивали, присутствовал человек из органов, который наблюдал за тем, как все это проходит, не подрываются ли основы государства и так далее. Позже все-таки поняли: ничего кардинально опасного в этом нет. Просто надзирали, чтоб сильно не шалили, не выходили за рамки, так сказать. — Как прошел фестиваль в этом году? Его программа была нестандартной? — Честно скажу, я как-то услышал мнение очень авторитетного человека, что джазовые фестивали в Новосибирске якобы «себя изжили» — так было сказано. Естественно, я усомнился, и, когда мне предложили стать художественным руководителем фестиваля, представилась реальная возможность опровергнуть это странное утверждение. Фестиваль сразу задумывался продолжительностью в неделю, по типу фестивалей академических. Программа составлялась таким образом, чтобы были представлены самые разные джазовые стили и направления. Абсолютными новшествами были день, посвященный сибирскому джазу, и концерт для детей. Интересно было посмотреть, насколько сработает концепция и насколько большей частью незвездный состав вызовет зрительский интерес. В результате зал был полон всю неделю. Не скажу, что был аншлаг на всех концертах, что билеты спрашивали на улице и не все желающие смогли попасть, однако не было ни одного провального концерта. Наибольший интерес публики, естественно, был связан с культовыми фамилиями. Это Кен Пепловски, игравший с нами, Игорь Бутман, который завершал фестиваль. Владимир Чекасин и выступавшая в том же концерте Карина Кожевникова также собрали полный зал. — Такие звезды, как Кен Пепловски и Владимир Чижик, уже бывали на сибирском фестивале? — Кен Пепловски был в России впервые. Он давно собирался сюда приехать, лет десять назад, по-моему, но тогда помешала болезнь жены. Чижик не был в Новосибирске очень давно. Это тоже уникальная личность — единственный из отечественных джазовых музыкантов, достигший высочайшего социального статуса в Германии, став там профессором музыки. Его музыкальный язык, несмотря на джазовую принадлежность, характеризует полное отсутствие трафаретов. — А как именитым гостям Новосибирск, наша публика? — Мне трудно сказать, особого времени беседовать с ними не было. Каждый был занят чем-то своим. С Кеном Пепловски я общался больше, чем с кем-либо. У нас было две репетиции, но очень скоро выяснилось, что достаточно было и одной. Оркестр был полностью готов, и это впечатлило его, видимо, больше всего — он не ожидал увидеть такое в Сибири. После первой же нашей репетиции он написал что-то восторженное о своих впечатлениях в «Фейсбуке». Конечно, не каждый день приходится видеть рядом с собой музыкантов такого уровня — удовольствие, которое испытываешь в результате этого общения, и придает смысл нашей работе. — У звезд такого уровня, как Кен Пепловски, в райдер включено много пунктов? — Имеете в виду белый лимузин? — Или что-то подобное… — Нет. Это же адекватные люди. Не путайте звезд поп-индустрии и людей ментально нормальных. Вы же не назовете нормальным человека, который всерьез именует себя королем, как Киркоров. Может быть, кто-то из его обожателей так его и воспринимает, но это из области психопатологии. Среда вынуждает их быть такими. В других обстоятельствах они были бы другими людьми, нормальными, но короля, как известно, формирует его свита, а «ублюдочное» окружение создает и соответствующий характер персонажа. Бывают заскоки и у именитых джазменов, но это, скорее, исключение. Существуют черные расисты. В 60-е годы, например, некоторые темнокожие артисты — Майлс Дейвис — играли, стоя на сцене спиной к публике, выражая тем самым свое пренебрежение. Но Майлс Дейвис — гениальный музыкант, на всякий случай. — Какой фестиваль за все эти годы запомнился вам больше всего? — Однозначно фестиваль 2012 года выделяется из всех. Видимо, в то время были средства, которые позволили все это сделать. Но дайте мне миллион долларов, я вам закачу такой фестиваль... Это не проблема, с деньгами это нетрудно. — Как думаете, в следующем году джазовый фестиваль в каком формате следует проводить? — Я думаю, в следующем году фестиваля не будет. На мой взгляд, его стоит проводить раз в два года. Я не могу сказать стопроцентно, но на всякий случай, из осторожности так говорю. Были опасения, что и этот фестиваль не соберет публики, но все оказалось наоборот! Досье Владимир Толкачев С 1985 года — художественный руководитель и дирижер Биг-бэнда Владимира Толкачева, заслуженный артист России. С 1981 по 2009 год — профессор Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки. Окончил Новосибирскую государственную консерваторию им. М. И. Глинки по классу саксофона.