«Проект «Сокровища музеев России» покажет, что наше культурное пространство – это не только Москва или Санкт-Петербург»
Добрый день, Иван Владимирович, спасибо, что нашли время для встречи. В данный момент Ваша команда занимается подготовкой передвижной выставки проекта «Сокровища музеев России». Расскажите, как все начиналось? — «Сокровища музеев России» открылись в 2018 году. Тогда с под эгидой Министерства культуры и Патриаршего совета по культуре была собрана прекрасная коллекция – из 50 ведущих региональных музеев в столицу прибыли 280 произведений известнейших российских художников. Этот золотой фонд выставки (по ценности – практически в прямом смысле этого слова!), представленный в московском Манеже, удалось собрать во многом благодаря труду хранителей и экспертов Третьяковской галереи и РОСИЗО. Что касается идеи выставки, то, с одной стороны, мы, безусловно, хотели познакомить посетителей с историей русской живописи последних четырех столетий. Но с другой стороны, мы посчитали важным продемонстрировать нерушимое единство культурного пространства нашей страны и ее колоссальный образовательный и художественный фонд. Считаю, мы достигли своей цели. За 19 дней экспозицию увидели более 250 000 человек, то есть в среднем по 11 000 посетителей в день. Это отличные показатели, сравнимые с посещаемостью многих ведущих музеев мира. А что касается нынешней выставки? — Теперь мы представляем не одну, а целых три экспозиции! В период с июня по ноябрь этого года три коллекции «Сокровищ» отправятся в Южно-Сахалинск, Омск, Нижний Новгород, Пермь, Воронеж, Астрахань. Уже начали свою работу выставки в Калининграде и Тюмени. 150 полотен из российских музеев представляют широкую панораму развития отечественного искусства. Шедевры Серова, Шишкина, Крамского, Аргунова, Тропинина, Левитана, Куинджи, Билибина, Кончаловского, Гончаровой – уникальный набор признанных мастеров-живописцев! Жанры также представлены очень широко: портрет (в том числе старинные парсуны), пейзаж из разных уголков России, городской пейзаж, натюрморт, жанровые композиции. Вы опирались на экспертные данные? — Выставка готовилась почти год. Можно сказать, что за это время над ней успел поработать целый институт, если судить по количеству людей. Это и искусствоведы РОСИЗО и Третьяковски, возглавляемые Зельфирой Трегуловой – они собирали произведения по стране; и научно-методический отдел проекта «Россия – Моя история», отвечавший за мультимедийные носители; и эксперты каждого из 30 музеев, ответственные за подготовку полотен к отправке. Все произведения перед таким путешествием проходят целый ряд обязательных процедур: научное описание, заключение хранителя и реставраторов о состоянии полотна, каталожная и инвентарная информация, а также получают собственный паспорт – главный документ в поездке. В целом проект достаточно сложен с точки зрения организации всех процессов. Давайте начистоту, сейчас сложно кого-то, кроме ценителей, удивить новой выставкой, даже иногда именами великих художников или редкими картинами. Почему, на ваш взгляд, стоит ее посетить? — Согласен, уже было достаточно сделано только для ценителей или исключительно для узкого круга почитателей. Цель нашего проекта – охватить широкую аудиторию и напомнить людям, какие художественные жемчужины хранятся в нашей стране, показать, что наше культурное пространство — это не только Москва или Санкт-Петербург. Если для знающего человека фамилии Репина, Куинджи, Серова уже говорят об уровне экспозиции, то для остальных можно привести несколько примечательных фактов. Например, общая оценочная стоимость всех произведений проекта более трех миллиардов рублей, а посетить ее можно будет бесплатно. В каждом городе будет организована обширная образовательная и экскурсионная программы, которые помогут лучше понять полотна и авторов, узнать, как развивалась отечественная живопись с XVII и до второй половины XX века, погулять по выставке с профессиональным аудиогидом. То есть вы полностью отказались от мультимедийности в своих новых проектах? — Разумеется, нет. Я уверен, что музеи нуждаются в новых нарративных форматах и люди готовы к восприятию информации не только в классическом виде аннотаций или этикеток. Мы разработали дополнительные мультимедийные стенды, в которых можно будет узнать много интересных фактов из истории искусства, жизни художников, о произведениях и исследователях. Наш опыт в работе с контентом на проекте «Россия – Моя история» дает надежду на то, что посетителям будет интересно смотреть видеоролики и пользоваться приложениями. Мы везем не просто выставку, а обстоятельный и очень интересный рассказ о той части истории, общение с которой может принести одновременно и знания, и удовольствие. У вас есть на выставке любимое полотно? Что нравится или близко лично Вам? — Мне нравится многое, но отметить особенно хотелось бы два. Одно из них «Русь» Бориса Лавренко – кстати, оно входит в коллекцию самого Калининградского областного музея изобразительных искусств, который принимает на своей площадке выставку. Простой и свежий колорит деревни, отражение храма в реке, прозрачный воздух. Мне кажется, произведение передает дух русской глубинки, где хочется оказаться и отдохнуть душой. Также для меня стало открытием творчество Алексея Явленского. Вообще экспрессионизм – явление сложное для изучения без подготовки, но очень интересное и в плане колорита, и в плане исполнения, и в плане смысловой наполненности. Нам повезло получить в коллекцию «Сокровищ» одно из нескольких его произведений, хранящихся в России. Можете вкратце охарактеризовать то, что получилось? — Мне кажется, что выставка может стать открытием для широкой публики и специалистов, потому что она наглядно демонстрирует, какие сокровища можно увидеть в музеях по всей России. Думаю, наша выставка не уступит в отношении зрелищности и интереса публики другим инициативам, которые вместе с ней удостоились войти в национальный проект «Культура». Фото: пресс-служба проекта «Моя Россия – моя история»